Русский музей представил уникальные рисунки и акварели передвижников

В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Рисунки и акварели художников-передвижников». На выставке представлено около 100 графических работ художников-передвижников из собраний Русского музея и частных коллекций.

Посетители могут познакомиться с редко экспонируемыми уникальными работами известных живописцев второй половины XIX века, среди которых Илья Репин, Исаак Левитан, Николай Ге, Иван Крамской, Владимир Маковский, Иван Шишкин и другие. Выставка является продолжением экспозиции Всероссийского музея изобразительных искусств, представляющей шедевры русской графики XVIII-XIX веков.

Искусство второй половины XIX века всегда было связано с художниками-передвижниками. Общество передвижных художественных выставок (1870-1923) объединяло мастеров, считавших, что искусство способно воздействовать на духовный мир человека. Организуя выставки во многих городах, они сумели познакомить с искусством широкую аудиторию. В этот период родились такие выдающиеся художники, как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской, Николай Ярошенко, Владимир Маковский, и произошел необычайный подъем духа. Они были в центре внимания передвижной выставки.

А.К.Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895.Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 48,8х76,8.jpgА.К.Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895.Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. Фото: Русский музей.

В основном на передвижных выставках были представлены единичные живописные, графические и скульптурные работы. Традиции объединения оставались неизменными на протяжении всего его существования. Хотя многие из странствующих художников были не только живописцами, но и иллюстраторами, им не приходило в голову представлять публике только графические работы. Помимо живописи, они создавали множество этюдов и эскизов, представляющих художественный и исторический интерес. Выставив рисунки Передвижников отдельно от их картин, мы сможем по-новому взглянуть на это явление, придававшее особый колорит культуре того времени.

Коллекция Русского музея — самая обширная по количеству работ художников-передвижников. Это позволило отобрать для выставки характерные и яркие работы. Экспозиция в Михайловском замке выстроена в хронологическом порядке и дает посетителям представление обо всех периодах существования сообщества передвижных художественных выставок. Портреты, пейзажи, быт, этюды и наброски к известным произведениям дают полное представление о художниках, ставших настоящим событием в общественной жизни конца XIX века.

В отличие от предыдущих периодов, художникам стало важно показать людей такими, какие они есть, не идеализируя человеческую фигуру. К этой цели добавилось стремление передать целостность внутреннего мира во всех его психологических тонкостях. В первой половине XIX века на смену акварели, которая доминировала в портретной живописи, пришли такие техники, как графитная живопись, итальянский карандаш и соус. Линия и кисть были подчинены достоверному изображению действительности. Бытовой и исторический жанры занимали на выставках передвижников такое же значительное место, как и портрет. Графические техники позволяли быстрее и проще откликаться на жизненные ситуации, волновавшие общество.

И. Левитан. Пасека. Акварель, гуашь, графитный карандаш, papier-pelle. 22.5 х 34.3. ГРМ..jpegИ. Левитан. Пасека. Акварель, гуашь, графитный карандаш, papier-pelle. Фото: Русский музей.

На выставках 1870-х годов преобладал пейзажный жанр. Художники Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Алексей Боголюбов, Иван Шишкин имели яркую индивидуальность, собственный, хорошо узнаваемый «почерк». Их объединяло обращение к ничем не примечательным, обыденным мотивам родной природы, тщательная прорисовка натурных видов.

1880-е годы стали для передвижников периодом расцвета. Атмосферу во многом стало определять новое поколение передвижников-экспонентов, то есть художников, которые не обладали в Товариществе никакими правами, кроме возможности выставить и продать свои картины. Среди них были те, чьи имена история искусства не сохранила, и много талантливых, так и не удостоенных приема в члены Товарищества передвижных художественных выставок: Андрей Рябушкин, Елена Поленова, Александр Головин, Леонид Пастернак, Василий Переплетчиков.

Благодаря новому поколению передвижников расширился круг талантливых художников-жанристов. Вместе с работами Ильи Репина, Карла Лемоха, Виктора Васнецова на выставке представлены акварели Клавдия Лебедева, Николая Загорского, Михаила Нестерова.

Выставка является продолжением недавних графических выставок «Рисунки и акварели из собрания Российского музея изобразительных искусств: XVIII век» и «От Ореста Кипренского до Павла Федотова: рисунки и акварели первой половины XIX века». Представленные на экспозиции рисунки передвижников позволят посетителям познакомиться со всем 30-летним периодом деятельности объединения и осознать место графики в творчестве авторов этих картин, сравнив их со знакомыми с детства шедеврами.

В открытии выставки приняли участие: заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, заведующая сектором рисунка XVIII — начала XX века Наталья Соломатина, представитель компании АО «Силовые машины» Елена Евтешина.

Выставка продлится до 8 июля.

Материал подготовила: Патракова Анна.

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем