В сумрачном лесу

19 ноября 2021 года петербуржцы смогли увидеть «Пир» — первый спектакль Дениса Азарова в качестве художественного руководителя театра Романа Виктюка. Знакомый петербургскому зрителю по постановке «Мандата» Эрдмана в театре на Литейном Азаров поставил щемящий спектакль о непрожитых жизнях и ненаписанных стихах петербургских поэтов.

В сумрачном лесу

Вначале был цирк. С красным занавесом, с укротителем, с хлыстом, с фокусником, который разрезает женщину и кровью, что хлещет во все стороны. Но совсем не весело — музыка нескончаема, абсурдизм ситуаций зашкаливает, ужас истории тоже зашкаливает — от крестьянина Харитона, что напился денатурата до бабы, что бьет корытом собственного ребенка и до истории двукратного рождения самого Хармса, где чудо второго рождения произошло не из привычного места и благодаря огромному количеству английской соли. Чернота века порождает черноту юмора.

В пространстве между первым и вторым занавесом может случиться и цирковое представление и драка двух великих русских писателей. Дмитрий Кондрашов (Пушкин) и Константин Авдеев (Гоголь) мутузят друг друга как подростки, хватают за грудки и в конечном итоге катаются сцепившись по сцене. Абсурдизм был про нелепость человеческого небытия. Нелепое, абсурдно цирковое представление быстро заканчивается. Случаи превращения абсурдистских текстов в цирковое шоу часты. Балаган случился, он был ярок и звонок. Настоящий, чистый цирк. Но есть в его непрерывности, невозможности замолчать какая -то тревога, это цирковое шоу не приносит радости зрителю, она его тревожит, колышет, нагнетает. И поэтому заканчивается резко, как по щелчку. «Театр закончился, нас всех тошнит».

Нас всех тошнит, но вы не расходитесь. За бархатным занавесом раскроется таинственный, сумрачный лес с устремленными вверх тонкими стволами деревьев, залитых вечерним светом. За бархатным занавесом будет стол с белой скатертью, фарфоровой супницей, тарелками и бокалами. За бархатным занавесом мир красивых людей. За бархатным занавесом невозможная, зачарованная красота. За бархатным занавесом поэты в твидовых пиджаках и жокейских кепках и их жены в белых кружевных платьях. За бархатным занавесом другая жизнь. Жизнь в которую убежали обэриуты. Красивые поэты и красивые их возлюбленные в скучной и страшной советской действительности.

Обэриуты бежали от страха и действительности своего времени — в разговоры, что записаны Липавским в его «Исследовании ужаса», в непонятные стихи, которые никто не будет печатать, в вечный маскарад, в красивые костюмы и громкие жесты. Но не бежали в цирк и балаган, что мы видели в первой части. Бежали в красоту русского сумрачного леса, в звон тарелок и бокалов, в качающеюся лампочку и рассеянный свет, во французскую речь и русскую литературу. Там то их и поймали. В призрачный нежный мир леса, общего белого стола и полуночных разговоров пришли люди с ружьями и всех перестреляли. Если ты инаковый — ты не живи. И остается после них все равно мир — дверь из ниоткуда и в никуда, стол, керосиновая лампа, подвешенная за воздух и русские поэты и философы, которым пришлось жить в 20 и 30-х годах страшного 20 века. Человеческие жизнь прекратились, но вся же история давно доказала, что невозможно убить поэзию.

Денис Азаров поставил о них. О Введенском, что написал из тюрьмы «Не забывайте меня!», о Хармсе умершем страшной голодной смертью в тюрьме, о Якове Друскине мотавшемся по эвакуации с хармовскими чемоданами. И эти чемоданы на сцене — они в вечности, в сумрачном лесу.

И актеры играют не их, поэтов и философ, а за них. За непрожитую жизнь, не написанные стихи, не надетые фраки, не совершённое хулиганство.

Все ждали чуда. В начале был цирк. Потом наступил страх. Но страх был и в цирке. В мире страха существовала любовь, поэзия и вера в чудо. Была жизнь с почти ежедневными пирами, разговорами. Они создавали своё «третье пространство». И Денис Азаров создает им это пространство на сцене — с печальной музыкой, с общим столом, где вместе могут оказаться первая и последняя любовь Хармса — Эстер и Марина, а еще Пушкин и Гоголь.

После выстрелов наступает смерть, но свет загорается

И включается занавес-дождь. Детский голосок читает «Из дома вышел человек». И как вы помните там было:

И вот однажды на заре

Вошел он в темный лес.

И с той поры,

И с той поры,

И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам.

Спектакль «Пир» — одновременно и грубый и нежный, и страшный и медативный, поэтический и веселый. Но главное он чарующий и зачарованный сам по себе.

Автор Полина Никитина

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем