Суворовский день в крепости Корела

Ровно в полдень в старой крепости на реке Вуокса раздался пушечный выстрел. Залп открыл «I Суворовский день в крепости Корела». 13 июля здесь вспоминали прошлое, переплетали его с современной жизнью и писали новую историю. Музыкальную — в первую очередь.

Суворовский день в крепости Корела

За воротами крепости, видавшей многое, гуляла эклектичная публика. Курсанты-суворовцы XXI века недоверчиво посматривали на суворовцев-исторических реконструкторов. Впрочем, к дотошно воспроизведённой форме образца 1799 года у вторых претензий не было. На егерях — сапоги с высокие голенищами, полотняные штаны — чакчиры, льняная нательная рубашка, камзол-безрукавка, кафтан, по-летнему застёгнутый только на два верхних крючка. На голове — шапка-двууголка. На шее —суконный галстук.

— Без него никак солдату тогда, — говорит реконструктор клуба «6-й егерский полк» Олег Петров. — Галстук плотно надевался на шею, чтобы солдат голову не опускал, ходил постоянно прямо.

Зрители могли заглянуть в суворовские ранцы из коровьей или оленьей кожи и поинтересоваться их содержимым: щётки для обуви, запасной комплект нижнего белья, нитки-иголки, трёхдневный запас сухарей.

Больше всего гуляющих интересовало оружие. Реконструкторы демонстрировали мушкеты и штуцер.

— Сначала надо насыпать порох на полку. Потом заряжается дуло. — Олег показывает, как заряжают мушкет. — Сыпали порох, клали пулю, прибивали шомполом. Механизм состоял из спускового крючка и кремня. Кремень ударялся о полку, выбивал искру, огонь попадал в дуло, пуля вылетала. Штуцер работает по такому же принципу, только пулю сложнее загнать в ствол, потому что он нарезной. Шомпол чуть ли не молотком забивался, чтобы она доходила до конца. Зато можно было прицелиться точнее и стрелять на дальние расстояния.

Но при этом из штуцера можно было выстрелить один-два раза в минуту, а из мушкета — три-четыре. К тому же штуцеры были дорогими. Потому егеря уничтожали офицеров или артиллеристов противника, рассыпавшись цепью по полю боя, а мушкетеры ходили плотным строем и стреляли из шеренги. Кроме того, у каждого солдата кроме патронной сумы был приставной штык или тесак.корела-4.jpg

Вне «исторической» жизни Олег Петров — инженер электротехники и электроники. А реконструкция его привлекает потому, что на фестивалях интересно общаться с людьми: «Сегодня мы долго говорили с финном на английском. А потом оказалось, что он мэр города».

На «Суворовский день» действительно приехал мэр Савонлинны (Финляндия) Янне Лайне, так что фестиваль можно назвать международным. К слову, он и проводился в унисон с международным проектом «Маршруты Суворова». К российскому полководцу относятся с пиететом в Европе, во всем мире он известен как большой мыслитель своего времени и созидатель. Крепость Корела, например, приобрела свой нынешний облик под руководством Александра Васильевича. Как инженер-строитель Суворов приезжал в крепость Корела, находившуюся тогда в Кексгольме, трижды — в 1773, 1791, 1795 годах. Суворов инспектировал и преобразовывал крепость в соответствии с требованиями времени для формирования II и III линий обороны Санкт-Петербурга. При этом вклад в строительство и укрепление III линии был столь значим, что она стала называться Суворовской.

— Сегодня весь мир, занимаясь идеей проекта «Маршруты Суворова», говорит с огромным уважением и почтением о нашем русском человеке, — просвещает художественный руководитель фестиваля Михаил Голиков, который сам является совершенно гражданским человеком — художественным руководителем и главным дирижёром Государственного симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический». — Мне кажется, культура как способ идентификации народа должна быть всегда рядом и поддерживать эту память.

У фестиваля, кроме возвышенных, есть и практическая задача: «В Ленинградской области есть много интересных исторических мест. Не всегда об этом знают даже местные жители, не говоря уже о петербуржцах и гостях города. Моя идея в том, что фестиваль сделает эти прекрасные места привлекательнее для туристов. Они достойны того, чтобы о них узнали и услышали».

Михаилу Голикову и его оркестру в этот день удалось сделать нечто масштабное. Это не преувеличение: восполнен большой пробел в истории музыки.

Как известно, Александр Васильевич Суворов был весьма популярен и почитаем среди современников, хотя и попадал периодически в опалу у сильных мира сего. Ему был поставлен памятник ещё при жизни, и, чтобы увидеть портрет, люди выстраивались в очереди.

А вот музыки о полководце, не проигравшем ни одной битвы, написано не было никогда и никем. Поясняет Михаил Голиков:

— Становление русской композиторской школы было только на самом начальном этапе. Композиторы шли по пути заимствования у европейцев — и самого ремесла, и техники писания, и тематики. Темы, к которым обращались композиторы, были либо уже давно историческими, либо зарубежными. И только позднее Могучая кучка, в качестве противостояния этому западному музыкальному взгляду, начала обращаться к русскому, но к русскому исконному: к духовным и фольклорным традициям. Тот же Танеев обращался к теме Иоанна Дамаскина. Или Глинка — к теме героических подвигов Ивана Сусанина, то есть к личностям, ставшим историей.

корела-5.jpg

На современников внимание композиторов не успело обратиться. И даже через столетие после подвигов Суворова умы волновало, к сожалению, слишком много других тем, связанных с развитием всего человечества. Был задан другой вектор развития искусства. Тема Суворова очень быстро стала «ретро», неким старым миром. Все герои померкли в лучах тех героев и антигероев, которые появились в XX веке.

Поэтому сегодня мы немного отвечаем за наших предков XX века, которые не успели увековечить память о Суворове в музыкальных произведениях.

Мы заполняем пробел, абсолютно объективно существующий. И представляем на фестивале мировую премьеру — «Оду Суворову» композитора Мурата Кабардокова в исполнении симфонического оркестра «Таврический».

По словам композитора, к «Оде...» он прочитал биографию Суворова заново, открыв некоторые детали, например, трепетное отношение швейцарцев к выдающемуся полководцу. «Условной программой (сюжетом — Прим. автора) для музыки я сделал именно героический переход через Альпы (и даже второе название поэмы — „Победа над Альпами“). Всякий военный человек вызывает противоречивые чувства, ведь армия, спасая одних, лишает жизни других. В своей музыке я хотел показать это противоречие: с одной стороны — яркая военная кампания, с другой, как и всякая война, это трагедия», — говорит Мурат.

корела-1.jpg

Мысль композитора продолжает дирижёр:

— Музыка написана современным симфоническим языком с использованием атональных приёмов, сочетанием разных красок духовых и струнных инструментов, тем не менее её идеи очень чётко прослеживаются на эмоциональном уровне. Она сопереживает и скорбит утрате русских воинов, но всё равно, выше всего ставится триумф русского фельдмаршала, который не проиграл ни одного сражения, освободил пол-Европы, что до него никто в России сделать не сумел, но при этом остался верен своим заветам. Самый близкий мне по духу завет Суворова: непреодолимого на свете нет ничего.

Звуки оркестра разлетелись по естественному амфитеатру крепости и остались в её камнях и травах. Можно надеяться, остались и в памяти слушателей, у которых был чрезвычайно насыщенный день со старинными забавами, традиционными угощениями, лекциями о здоровом теле и здоровом духе, и советами о том, как привнести суворовские заветы в жизнь современную.

27-28 июля оркестр «Таврический» представит культурный роковый open-air «Дым над водой. От классики до рока» на Красном озере. Подробнее о фестивале


Текст: Маргарита Донникова

Фотографии: Андрей Боричевский 

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем