НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ

До завершения выставки «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» осталось ровно 2 недели и 2 пары выходных. Редакция «Адресов Петербурга» подготовила обзор на нашумевшую выставку, отвечая на вопрос — зачем обязательно нужно успеть посетить Манеж до закрытия проекта.

НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ

У петербуржцев появилась прекрасная возможность познакомиться с региональным искусством России, не покидая города. «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» представляет работы 80 авторов из 21 города России, при этом 68 работ были созданы специально для экспозиции. Автор идеи и комиссар проекта — искусствовед Алиса Прудникова, известная как художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале. 7 кураторов выставки представляют Россию от Нижнего Новгорода до Иркутска — это Светлана Усольцева, Оксана Будулак, Владимир Селезнёв, Артём Филатов, Герман Преображенский, Евгений Кутергин и Антонио Джеуза. А название проекта — отсылка к знаменитой работе «Счастье не за горами» Бориса Матросова в Перми.

000_4910.jpg

За выставку «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» отвечает проект NEMOSKVA, инициированный в 2017 году для стратегического развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель — сделать современное искусство видимым не только в центрах, но и на периферии. Также в создании участвовало ГМИИ им. А. С. Пушкина при поддержке Комитета по культуре Петербурга и стратегический партнёр проекта фонд Потанина.

Основной лейтмотив «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» — безвременье, а девиз прописан в работе Маяны Насыбулловой из Новосибирска, встречающей посетителей на входе, — «Ничего не происходит». Выставка распадается на 7 кураторских зон с собственной логикой, каждая из которых — отдельное высказывание о том, как это — делать искусство в «Немоскве», и различных состояниях и глобальных проблемах: «Летаргия», «Мимикрия», «Теория кротовых нор», а также проблемах использования материальных ресурсов, личного времени, независимости, уверенности в своих силах и самоиронии. Например, зона Евгения Кутергина — это размышление о том, как найти выход из состояния усталости, замедления и временного замирания — условной летаргии — через художественные практики.

000_4892.jpg

Среди 80 авторов выставки есть и петербуржцы. Работа Аси Маркулиной «Правило шва» — это два парящих в воздухе белых платья, сшитых воедино. На них — от ворота до ворота — карта Петербурга с районами, где жила автор экспозиции: Невский проспект, Фонтанка, Мойка, Стрелка Васильевского острова, набережная Смоленки. Неотделимая часть работы — отрывки из личного дневника Аси. Огромное подвесное облако из каталожных ящиков архива НКВД — это инсталляция «Станция Дистопия» петербуржца Александра Миронова. Инсталляция дополнена стендом со шляпой архитектора Николая Лансере, спроектировавшего реконструкцию самого Манежа в 1931–1935 годах. Лансере был арестован за шпионаж и умер в саратовской тюрьме в 1942-м.

000_4723.jpg

000_4908.jpg

Инсталляция «Станция Дистопия» Александра Миронова, 2020

Ещё одна петербургская работа остаётся почти незаметной — она самой первой встречает посетителей в фойе с гардеробами: тихий и вкрадчивый голос просит «включить нужные сенсоры» и подготовиться к выставке. Это часть проекта группы iBiom, рассредоточенного по всему пространству Манежа. На втором этаже можно также увидеть шкафчик со швабрами, униформой, чистящими средствами и перчатками — это тоже инсталляция iBiom, отсылающая к знаменитому курьёзу «Это огнетушитель или экспонат?!?». Поднимаясь к шкафчику, стоит обратить внимание и на жёлтые конусы, расставленные на лестницах — вновь работу арт-группы. На них вместо привычных надписей «Осторожно: мокрый пол» — «Присед. Руки в стороны». 

На первом этаже находится и самая обширная экспозиция выставки, посвящённая массовому искусству и взаимодействию периферии с центром. Это кураторская зона искусствоведа Германа Преображенского из Томска. Центральные точки экспозиции — гигантское болото (творчески переосмысленное Васюганское — самое крупное в мире) и подъезд, расписанный тегами («По асфальту иду я босой / адский холод, а ноги в тепле, / потому что в асфальте нефть,/ по сибирской иду я земле», «Мама, я в музее») и обклеенный сотнями листовок, собранных в Петербурге («Пропала кошка. Отзывается на кличку Лиза. Рыжий окрас, белая грудка и лапки. Глаза жёлтые», «Людмила Валентиновна, вы нам ответите за три берёзы»).

000_4903.jpg

000_4875.jpg

000_4876.jpg

Экспозиция кураторской зоны Германа Преображенского «Материальный ресурс», 2020

На втором этаже расположилась ещё одна тотальная экспозиция, обособленная от других проектов — «Парк культуры и отдыха» Владимира Селезнёва. Условно работу можно описать как объединение заброшенного постсоветского парка отдыха и мультика Хаяо Миядзаки, только постапокалиптического. По структуре парк всё ещё типичен — здесь есть качели, аллеи, карусель, фонтаны и даже камеры видеонаблюдения, только всё покинутое людьми и дефектное. Большую часть инсталляций выполнила петербургская арт-группа «Север-7»: под их авторством — детский уголок, тир, большой фонтан, старые билборды и др.

000_4927.jpg

000_4928.jpg

Экспонаты кураторской зоны Владимира Селезнева «Парк культуры и отдыха», 2020

Выйдя из «Парка культуры и отдыха», попадаешь на вернисаж Елены Аносовой, посвящённый пятилетнему исследованию заключённых сибирских тюрем. Её «Отделение» — это галерея с несколькими десятками фотопортретов осуждённых женщин разных возрастов. «Отделение» начинается с молодых девушек с ценными для них предметами в руках. Ближе к середине галереи мы видим уже не девушек, а озлобленных несчастных женщин, а в конце, ещё не успев постареть, осуждённые с пустыми руками («Елена, у нас ничего нет») начинают настойчиво напоминать замученных жизнью мужчин. Работу уже несколько раз выставляли в Европе, в России она показана впервые. 

000_4920.jpg

Елена Носова, «Отделение», 2014

Здесь же, соседствуя с «Парком» и «Отделением», находится, пожалуй, главный экспонат и один из провозглашённых выставкой символов периферийного искусства — беговая дорожка с неоновой надписью Алексея Илькаева из Перми — «Ты всё равно умрёшь». Надпись ярко горит красным, если двигаться на дорожке, если ничего не делать — лишь тускло мерцает.

000_4934-восстановлено.jpg

Алексей Илькаев, «Ты все равно умрешь», 2020

Также среди авторов выставки: Анастасия Богомолова (Екатеринбург), художественное объединение «ГУЙ» (Екатеринбург), арт-группа «18:22» (Томск), Анна Ротаенко (Москва), Игорь Лазарев (Красноярск). 

000_4788.jpg

000_4774.jpg

Художественное объединение «Гуй» (Марина Плаксива и Егор Ефремов), «Ионизация», 2020

Выставка «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» — не первый проект NEMOSKVA: в 2018 году поезд «Немосква» отправился в месячное путешествие по Транссибу. Состав двигался по направлению Москва — Владивосток с передвижной выставкой нереализованных проектов и лекционной программой, сделав 12 остановок. Перед ж/д экспедицией NEMOSKVA выпустила 28 обзоров региональной арт-жизни от местных исследователей. Среди пассажиров поезда «Немосквы» — куратор 10-й Берлинской биеннале современного искусства Габи Нгкобо, программный директор кураторского отделения в колледже Голдсмит Саймон Шейх. 

Режим работы: ежедневно до 15 октября с 11:00 до 20:00, по средам — с 11:00 до 21:00. Напоминаем, что вход на выставку осуществляется только по электронным билетам, которые продаются на сайте Kassir.ru на определённую дату и время. Посмотреть расписание дополнительной программы выставки можно на сайте ЦВЗ Манеж.


Фотографии Виктории Зыбенской

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем