Лаборатория будущего в Манеже

Настройтесь на посещение выставки «Лаборатория Будущего: Кинетическое искусство в России» в ЦВЗ «Манеж». Экспозиция подготовлена совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем.

Лаборатория будущего в Манеже

Выставочный проект иллюстрирует историю кинетизма в России: от предпосылок появления, пика развития в 60–70-х годах до современных объектов, созданных под его влиянием. Российский кинетизм — это лаборатория, в которой художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось художественным экспериментом, сегодня во многом является частью повседневной жизни.

В основе работ художников-кинетов — принципы трансформации формы и самого восприятия. Кинеты исследовали возможности образного мышления, экспериментировали с материалами и технологиями, выражая себя через подвижность, изменчивость и нестабильность объектов, преобразовывающихся с помощью механических сил или визуальных эффектов.

Проект состоит из четырёх тематических разделов: «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии». В каждом из блоков: мобили, самонапряжённые конструкции, оптическая живопись, видеопроекции, аудиовизуальные инсталляции, интерактивные объекты — всего около 400 произведений художников-кинетов 1960-70-х годов — мастеров русского авангарда, а также их предшественников и современных авторов.

Выставку представляет куратор выставки Юлия Аксёнова.

— Выставка может привлечь абсолютно разного зрителя: и подготовленного, и того, кто впервые узнал о существовании такого явления. Мы собрали разнообразные типы работ: это и интерактивные вещи, и саунд-арт, и подвижные модули и очень много живописи — просто красивой. Поэтому я советую отдаться потоку эмоций и разглядывать то, что нравится, проходя мимо того, что кажется не очень интересным. Зрителя поведёт индивидуальный выбор — что близко, а что нет. В проекте достаточно вариантов, чтобы пережить выставку по-своему.

Например, я больше всего времени провела около скульптуры Наума Габо, которая встретит вас в начале выставки на первом этаже. Согласитесь ли вы со мной или выберите своего фаворита — в этом и есть основной концепт свободы восприятия в нашей выставке. А если вы выйдете немножко ошарашенными, мы добились того эффекта, с которым задумывался проект.

*Отзывы посетивших:

«Потрясающая выставка. Искусство авангарда, направление кинетики. Разработка 70-80 годов, вместо светлых художественных стадий-лаборатория. Обратившись к достижениям науки( физ-хим-матем-психолог) художники авангарда исследовали предельные возможности зрения и процесс восприятия цвета в различных условиях, изучили проблемы яркости света и перенесли наблюдения в эстетическую плоскость.

Выставка — это зрительные эффекты, возникающие в результате геометрического построения. Когда смотришь на художественные произведения, то создаёшь с помощью движения собственных глаз невероятные композиции на основе арт-объекта. Композиции в движении, различные медитативные орнаменты, можно рассматривать часами. Бинарные орнаменты -комбинация черно-белых элементов , этот эффект используется в высокотехнологичных работах. Работы как будто бы повторяют строение атомов, кристаллов, микро и макроэлементов, а наши глаза дорисовывают реальность.

Рисовать без красок и холста, с помощью радия или с помощью прожекторов, звуковых композиций , художники будто выделывают на стене творения неизвестных цветов. Научное чувство истины и эстетическое чувство красоты равно чувство мира.

Мне очень интересно наблюдать как искусство отражает современную реальность и рисует проекцию будущего» @alexandrinhr

«Теория цвета, физика цвета, закономерность цветовых сочетаний, принцип дополнительных цветов, восприятие цветовых контрастов... каждый художник в какой-то момент подходит к этим темам, задается вопросами... И ответы есть, и не только у всем известного Иоханнеса Иттена! Михаил Матюшин и его принцип „расширенного смотрения“, а также четыре тетради, в которых мы видим ручные выкраски учеников (конечно же, под его руководством) — на мой взгляд, являются уникальным наследием. Красочные гармонии трёхцветия выявляют закономерность цветовых сочетаний и помогают разобраться в соотношении пропорции: объект-сцепление-среда. Книга „Справочник по цвету“ Михаила Матюшина (1861-1934) — художника, музыканта, педагога, художественного и музыкального критика, исследователя-экспериментатора в сфере психофизиологии восприятия искусства — одна из моих настольных. Рада, что успела в своё время приобрести экземпляр из первого переиздания. На выставке „Лаборатория будущего“ я увидела не только „матюшинские“ страницы из Государственного музея истории Санкт-Петербурга , но и работы во многом его последователей — в том числе и наших c вами современников» @elsamotuga

«Выставка про то, как искусство заигрывает с математикой и физикой. Здорово, весело, классно/ Местами мне было скучно (смотреть на какие-то цветные точки-линии с „непременно глубоким смыслом“, например, вообще не для меня), но на втором этаже соорудили какую-то взрослую игровую комнату, так что недовольным уйти просто невозможно» @vrnkva

«Необычная выставка открылась в Манеже. „Лаборатория будущего. Кинетическое искусство“. Здесь почти нет статических экспонатов — всё крутится, вертится, светится и стучит. Это работы художников-кинетов, созданные еще в 60-х-70-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов.

Интерактивная выставка собрала около 400 экспонатов — мобилей, самонапряженных конструкций, трансформирующихся скульптур, а также оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видео-проекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты» @eshangina

«Сходила на выставку „Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России“, которая проходит в Манеже. Это обязательно нужно смотреть. Все движется, изменяется, издает звуки, отбрасывает красивые тени, становящиеся частью дизайна интерьера. Завораживает!

Но для меня особое удовольствие — второй этаж выставки, где представлены работы художников (или инженеров?) начала двадцатого века.

Революция в России это событие всеобъемлющее, а не только „земля крестьянам“, революцию была во всем, главным образом в сознании людей! Все каноны были отринуты, и стало возможным творчество в чистом виде, без внутренних ограничений.

Все это „бурление“ новой свободной мысли происходило в революционной среде, и родилось очень много полезного/красивого. Именно такая формулировка кажется мне правильной, потому что все полезное и есть красивое! Придумывали дизайн светом, взаимодействовали с внешней средой, запуская солнце внутрь пространства. Извлекали музыку из световых лучей. Изобретали конструкции и формы, требующие минимум материалов, сохраняющие крепость конструкции за счет натяжений, направления силы, точного расчета. Минимализм и конструктивизм, равно сохранение природы! Как это современно, не правда ли?

Затем история сделала зигзаг и революционная среда в России была уничтожена, а зерна свободной мысли затаились или рассеялись по миру и проросли только в 60 е годы. Вот так, но это уже совсем другая история, и смотреть ее нужно на первом этаже Манежа.

Лаборатория будущего работает до 29 марта. Успевайте ее попробовать!» @korenevskaiat

«Победа над солнцем дешевых видимостей. Чтобы долго не мучить с объяснениями почему — ибо рецензию мне писать некогда и лень — просто процитирую Франциско Инфанте: „для нас, художников исходящих из традиции русского авангардного искусства 1920-х годов, являлось важным переживание артификации жизненного пространства художника тех лет <...> Из музеев и галерей это искусство шло в жизнь“. Мне почему-то кажется, что это опять суперактуально сейчас. Думаю об этом уже пару лет. Спасибо всем, кто сделал этот проект. В @manegespb открылась выставка кинетического искусства и это едва ли не лучшее что я видела за последнее время. Хочу остаться там жить. Смотрите во всех инстаграмах Петербурга» @sssavina

«Манеж угощает Лабораторией будущего. Того будущего, которое из нашего с вами настоящего — прошлое. Проще говоря, ретроспектива „сборной художников СССР (и прочих бездельников) по кибернетике“. Кинетическое искусство. Всё крутится, вертится, показывает, светит, стучит, воет, гудит, зазывает. Футуристические машины выдают рулоны чеков с предсказаниями из ранней научной фантастики. Фортепьяно модернизировано детскими игрушками. Терменвокс уносит в космос. Бабушки в халатах исправно изображают научных сотрудников советских НИИ. Зачёт. Интерактив. Занавес» @dedushkabatman

Увидеть выставку в ЦВЗ «Манеж» можно до 29 марта. Подробности, билеты и расписание лекций, посвящённых проекту, — на сайте площадки.

Фотографии: Полина Абраменкова

*Сохранена орфография и пунктуация авторов

РекомендуемЗаголовок Рекомендуем