Трамвай

Трамвай

в № 11/23, "ТРАМВАЙ"/Тема

слова ДМИТРИЯ БАДАЛЯНА

Трамвай в Питере — это уж точно не роскошь, а средство передвижения со средней скоростью 13,4 км в час. Это и предмет нашей гордости, потому что Петербург до сих пор остаётся «трамвайной столицей мира». Хотя ещё недавно протяжённость всех трамвайных путей в городе составляла 692 километра и с этим показателем мы попали в Книгу рекордов Гиннесса, а теперь улиц с рельсами остаётся всё меньше: только за последние три года длина путей сократилась на 30 километров. Однако мировое лидерство пока ещё за нами.  
МИР И ВОЙНА
Трамвай
Билет Ленинградского трамвая. 1950-е годы

Вначале трамвай вовсе не был демократичным и дешёвым средством транспорта. Согласно первым правилам, 1907 года издания, пользоваться им могла только «чисто одетая публика». Постоянно оплачивать трёхкопеечные билеты было тогда по карману далеко не каждому. Для сравнения: уборщицы вагонов зарабатывали в ту пору всего 9 рублей в месяц, вагоновожатые — 40 рублей.
Долгое время кондукторы располагались на задней площадке. Это повелось ещё от конки. Пассажиры входили в задние двери и, заплатив, проходили вперёд. Особый билет направо входа с передней площадки подразумевал право на бесплатный проезд.
Первые вагоны «городских железных дорог» изготавливали почти целиком из дерева с отделкой ценными породами — буком, дубом, грабом. Затем вагон покрывали лаком. Первые вагоны с отоплением появились лишь на рубеже 1930—1940-х годов. Уже в предреволюционную пору число – современно мыслящих пассажиров трамвая в 32 раза превышало число ретроградов, упрямо пользовавшихся конкой. Трамваев не хватало. В 1916 году на некоторых маршрутах в прицепных вагонах стали снимать часть сидений для пассажиров, дабы увеличить число «стоячих» мест.
В Петрограде Ленинграде почту возили на трамваях — в мешках и ящиках, погруженных на особые открытые платформы. Использовали для этого и открытые «эмэсовские» вагоны (буквы МС означали — моторный стальной. Вагоны этого типа стали выпускать на «Красном путиловце» в 1927 году). Вот для чего к Главпочтамту были проложены трамвайные пути.
Ещё двадцать-тридцать лет назад около 25 крупных ленинградских предприятий, таких как Балтийский завод или «Севкабель», постоянно использовали грузовые трамваи в своих целях. Главным образом промышленные грузы на трамваях возили ночью. Это было удобно и дёшево. Однако же рейсы составов весом в 50—100 тонн пагубно сказывались на состоянии трамвайных путей.
Известно, что петербургский трамвай работал даже в блокаду. В начале декабря 1941 года на линию выходили 1320 вагонов. Встали они 8 декабря, когда электричества не было даже в домах. Датой возобновления трамвайного движения обычно считают 15 апреля 1942 года. Но тогда пошёл уже первый пассажирский вагон, а грузовые начали ходить ещё с 7 марта.
Троллейбусы же стояли до самого мая 1945 года. Когда нужно было выбрать, на каком виде электротранспорта сосредоточить усилия восстановительных бригад, власти твёрдо решили — на трамвае. Тем более что длина трамвайных рельсов превышала протяжённость троллейбусных маршрутов. Фашисты знали о стратегическом значении трамвая и специально пристреливали трамвайные маршруты и остановки. Чтобы легче было маневрировать и уходить от обстрела, трамваи выпускались на маршрут только по одному вагону.

ВАГОНЫ
Трамвай
Талон ленинградского трамвая. 1980-е годы

Названия наших трамваев — «эмэска», «бреш», «американка», «слон», «стиляга», «аквариум» — давно стали частью городского фольклора. Многие ли могут сказать, чем ЛМ57 отличается от ЛМЛПЗЗ? Но люди старших поколений никогда не перепутают «стилягу» и «американку», а это, собственно, они самые и есть. Ленинградский моторный 1957 года выпуска ЛМ57 — одиночный вагончик с закруглёнными обводами, впервые выпущенный к Международному фестивалю молодёжи и студентов, отличался удобством, а по тем временам — даже комфортностью. В отличие от угловатых «американок», эти вагоны имели мягкие, расположенные рядами сиденья. Ещё одним усовершенствованием в них было особое отопление — электрическими печками под сиденьями. Правда, здесь не обходилось без неожиданностей. Стоило пассажиру в длинном пальто зазеваться — и полы его одежды начинали дымиться.
Старые «американки» были куда менее удобными для пассажиров, труднее управлялись, зато вмещали толпу народа. Ведь они имели максимально допустимую для трамвая ширину — 2, 55 метра (вагон конки был шириной 2,1 метра, МС — 2,2 метра). Поэтому до конца 1970-х их держали на самых напряженных линиях. В частности, они долго ходили по маршруту № 43 в Купчино и по маршруту № 36 в Стрельну. Самая же последняя «американка» прошла по маршруту № 14 с Пискарёвки в порт.
Ширина вагона, понятное дело, зависит от ширины трамвайных путей. У нас она во все временабыла1524 мм. А вот длина вагонов могла быть очень разной. Длина одиночных вагонов обычно около 15 метров, а длина шестиосных и восьмиосных с гибкой сцепкой доходит сейчас до 22,5 метра.
Средний возраст современного петербургского трамвая — 16 лет. За это время он проходит три капитальных ремонта в парке и три на заводе. Работает трамвайный вагон ежедневно с половины шестого утра до двух ночи, и ночует тоже на улице. Автобусы подобного режима не выносят — их ресурс истекает года через два такой эксплуатации.
В 1970е годы в Ленинград доставили четыре трамвая, изготовленные на «Татре». Ещё пытались закупать устькатавские вагоны, однако они не прижились — очень уж часто ломались и были неудобными внутри. Вагоны местного производства до сих пор всегда побеждали в конкурентной борьбе.
Несколько лет назад пресса интриговала горожан трамваем нового поколения ПТВ2000, необычайно экономичным, низкопольным (3,5 см от рельса до днища) с суперсовременным асинхронным двигателем и вообще в техническом отношении всячески продвинутым. Однако его так никто из непосвященных и не увидел. Пока что для горожан удачей оказывается возможностьпроехатьнаЛМ99. Выпуск этих модернизированных образцов ставшей уже известной серии года четыре назад наладили на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Вагоны нового типа отличаются обилием пластика. Из него сделаны не только антивандальные сиденья, но даже кабина и передняя панель вагона. Специалисты уверяют, что пластмасса заметно снижает вес и стоимость вагонов. Ещё среди особенностей — открывающиеся наружу двери и мягкий ход.

Трамвай
Трамвай на углу невского проспекта и Садовой улицы. 1910-е годы. Архивная фотография
СТАТИСТИКА

По данным «Горэлектротранса», 35 процентов трамвайных вагонов сегодня эксплуатируется сверхустановленных сроков службы. Ежедневно на маршрут выходят порядка700 машин. Общее же число петербургских трамваев за последние годы сократилось с 1445 до 1091 вагона.
Однако в городском бюджете на2004 год предусматриваются средства на приобретение лишь 20 и модернизацию 8 трамвайных вагонов. При этом сами трамвайщики заявляют о потребности ежегодно приобретать 100—120 новых трамваев. Количество пассажиров, перевозимых за год, составляет 355 миллионов человек. Трамвайное начальство часто сетует, что право на бесплатный или льготный проезд в нашем городе имеют 65 процентов жителей. По данным того же источника, сегодня 105,4 километра трамвайных путей находятся в аварийном состоянии.

Трамвай
Билет на право входа в трамвай с передней площадки. 1921 год. Из семейного архива Харшаков

Мало кто знает, что до 2002 года именно Петербург являлся обладателем самой сложной трамвайной стрелки в мире. Это была весьма мудрёная конструкция, позволявшая поворачивать в любую сторону трамваям, выезжавшим на перекресток с любой из четырех сторон. Разумеется, при этом движение вагонов осуществлялось в обоих встречных направлениях. Необычное это устройство тоже попало в Книгу рекордов Гиннесса. А находилось оно на васильевском острове, на пересечении Среднего проспекта с 8-й и 9-й линиями. Теперь и саму стрелку, и половину путей на перекрестке демонтировали.

МАРШРУТЫ
Трамвай
Билет ленинградского трамвая (счастливый). 1970-е годы

Трамвайное движение открылось в Петербурге с 1907 года, самый первый маршрут был проложен от Александровского сада на Васильевский остров, до пересечения Большого проспекта и 8й линии. Через год в столице проложили уже девять трамвайных маршрутов. В 1912 году их было четырнадцать, причём довольно протяжённых. Например, № 2 — от Новой Деревни до Михайловской площади, № 5 — от Знаменской площади до Наличного переулка. Накануне революции в городе насчитывалось 23 трамвайных маршрута.
Прокладку первых 195 верст трамвайных путей Городская дума выставила на международный конкурс подрядчиков. Конкурс выиграло американское электротехническое общество «Вестингауз», которое и проводило в Питере линию «городской железной дороги».
В 1923 году, во время послевоенной разрухи городские власти умудрились ввести расписание движения на трамвайных маршрутах. Вскоре, чтобы вагоновожатые ориентировались во времени, по всем маршрутным линиям установили электрические часы — общим числом 193 штуки.
В последние два-три года наши трамвайные маршруты то и дело сокращались, а то и вовсе снимались. Особенно в центре города. Только на Васильевском острове было снято пять маршрутов, еще три укорочено и изменено. Самый большой номер трамвая в Петербурге — № 65 (река Оккервиль — Красногвардейская площадь). Однако же маршрутов гораздо меньше чем 65. Нет сегодня ни № 5, ни № 13, ни № 15. В общем, маршрутов всего 48.
Зато еще недавно ходили вагоны под № 90 (площадь Калинина — площадь Репина). Маршрут был так пронумерован в честь90летнего юбилея питерского трамвая. И остается один литерный «А» (ходит по кругу с реки Оккервиль).
Справедливости ради надо заметить, что за последние годы появились и новые маршруты. Вводят их на окраинах, например № 19 и № 21, с конца2000 года выходящие на кольцо в Старой Деревне. Даже построено 1,6 километра нового трамвайного пути.
Года полтора назад много говорили о проекте особого маршрута в районе проспекта Просвещения. Проект обещал быть не дешевым — 122 миллиона рублей. Работы включают прокладку путей протяженностью 12 километров, по которым трамваи
якобы смогут нестись с «крейсерской» скоростью до 80 километров в час. Однако сегодня единственный «скоростной» маршрут — это № 36, ведущий в Стрельну и по старой привычке называемый «Оранэлой». Вагоны могут себе позволить движение по нему со средней скоростью 24,8 км в час.

Трамвай
Трамвай на углу Невского и Литейного проспектов. 1920-е годы. Архивная фотография
МАРШРУТНЫЕ ОГНИ

Обозначать трамвайные поезда цветными огнями в Петербурге начали еще в 1910 году. Тогда до думались для удобства стрелочников над крышей моторного вагона рядом с обычным номером ставить два цветных треугольника. Когда становилось темно, на том же месте зажигали два прожектора со стеклами соответствующих цветов. И прежде, и сейчас для обозначения маршрутов используют пять основных цветов — белый, синий, красный, зелёный и оранжевый (в последнее время — жёлтый). При этом некоторые сочетания, бывает, повторяются. Однако их всегда умудрялись подбирать так, чтобы на линии не встречались вагоны с одинаковыми огнями.
В начале этого года комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга заявил о намерении возродить традицию оснащения трамваев цветными маршрутными огнями. ♦

Трамвай
Один из способов безбилетного проезда на так называемой «колбасе». 1920-е годы. Архивная фотография

Обложка публикации:

Трамвай на углу Невского проспекта и Садовой улицы. 1910-е годы.

Архивная фотография