Обратный отсчет

в № 8/20, "МОСТЫ"/Трёхсотлетие

слова ЕКАТЕРИНЫ ГОЛУБЕВОЙ, фотографии АНДРЕЯ КУЗНЕЦОВА

1750

Гороховая улица была проложена в Петербурге в конце двадцатых годов XVIII века. Она оказалась в ряду главных городских лучей-магистралей: Невский — Гороховая — Вознесенский. Однако построек, относящихся к начальному периоду, на Гороховой сохранилось немного. Достоверно известно, что это здание на углу
Малой Морской и Гороховой появилось в середине XVIII века. Архитектор его, как и первый владелец, неизвестен. Однако известен первоначальный облик здания — близкий к нынешнему, только пониже — всего в два этажа. Сто лет спустя дом был надстроен. Руководил строительством архитектор И. Монигетти. Впрочем, основной облик фасадов остался неизменным. А затем появился еще и четвертый этаж.
Недавно здание прошло реставрацию, так что можно успеть полюбоваться свежим видом очень старого дома — таким видели его жители Петербурга середины XVIII века. Два лишних этажа — не помеха воображению.

Обратный отсчет
Жилой дом № 9/12 на углу Гороховой и Малой Морской улиц
1740

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — одна из немногих каменных церквей первой половины XVIII века. Деревянная Сампсониевская церковь была построена на Выборгской стороне еще в честь Полтавской баталии. Расположение — на окраине, фактически за пределами города, — не случайно: церковь выстроена рядом с Выборгской дорогой, ведущей на Северо-Запад, во владения шведского короля.
Ныне существующий каменный Сампсониевский собор был заложен в 1728 году рядом с прежним, деревянным. К архитектурным особенностям можно отнести открытые галереи, пристроенные к храму с южной и северной сторон, а также каменное шатровое перекрытие колокольни с луковичным завершением.
Строительство однокупольного храма продолжалось 12 лет. Но и после собор подвергался неоднократным перестройкам: например, в 1761 году колокольню соединили с храмом крытым переходом. Рядом с собором были похоронены первые петербургские архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, скульптор К.Б. Растрелли.

Обратный отсчет
Сампсониевский собор
1732

Участок на Английской набережной, на котором находится этот дом, в 1720-х годах принадлежал Александру Меншикову. Когда же светлейший князь попал в опалу, собственность его перешла к вице-канцлеру А. Остерману — включая и участок с видом на Неву. Построенный Остерманом в 1732 году каменный дом лег в основу застройки участка — правда, нынешний его облик сформирован гораздо позднее. Перестройкой его занимался А. Воронихин, а окончательный шарм и привычный нам вид придал Ж. Тома де Томон — после того, как здание перешло к семейству Лавалей. Главный фасад, обращенный на набережную, архитектор декорировал колоннадой из десяти ионических колонн. Тогда же появились и гранитные львы у подъезда, которые за спокойное, умиротворенное выражение морд быстро получили прозвище «философы».

Обратный отсчет
Дом Лавалей на Английской наб., № 4
1719

В 1719 году начались работы по созданию Крюкова канала. Они велись под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова. Известно, что он был в числе петербургских первопоселенцев, Петр Первый знал его лично как «знатного подрядчика», отчего и поручил трудное дело. О том, как канал получил свое имя, существует старинный исторический анекдот. В числе обученных Петром за границей художников был некто Никитин, который, вернувшись на родину, никак не мог продать свои картины и страшно нуждался. Петр, узнав об этом, велел Никитину явиться с живописью во дворец. Собралось туда также немало приближенных царя. Государь показал им картины, и две-три были куплены, но за ничтожную сумму. Петр объявил, что остальные продаст с аукциона. Когда осталась уже последняя, Петр выразил надежду, что купит эту картину тот, кто царя «больше любит». Больше всех предложил Крюков, и государь отдал картину ему. А заодно пообещал назвать канал его именем.

Обратный отсчет
Крюков канал
1710

Начало городу-крепости Кронштадту было положено в 1703 году, одновременно с Петербургом. Рядом с островом Котлин был сооружен искусственный островок с небольшой крепостью. Следом была заложена другая — на Котлине. И уже в 1710 году здесь было начато строительство канала для ввода судов в док крепости.
Проекты разрабатывались при личном участии Петра — он давал точные указания об устройстве плотин, об отливе воды, о кладке стен дока. Сохранились документы за подписью Петра Первого, посвященные устройству канала и дока: «Каменные стены, которые заложены в канале солдатской работы же доделывать, как надлежит, в совершенстве, и потом закладывать фундамент, а стены выкладывать в настоящих саженях, насколько можно плитов в камне справится».
Принцип был следующим: по каналу судно, требующее ремонта, проходило в док, закрывались шлюзы, и вода из дока по специально вырытой протоке выпускалась в бассейн. Бассейн и протока были вырыты ниже уровня воды в заливе. Воду из бассейна выкачивали первоначально при помощи ветряных мельниц. (Гораздо позднее для выкачивания воды была установлена первая в России паровая машина, привезенная из Шотландии.)
Стены канала облицовывались известняком, камнем не очень устойчивым к постоянному изменению уровня воды. Позднее известняковую плиту частично заменили гранитом, или, как тогда говорили, «диким камнем». После смерти Петра работы по устройству сухого дока и канала остановились. Лишь десятилетия спустя сложное техническое сооружение было закончено и получило имя своего основателя. ♦

Обратный отсчет
Петровский док (Кронштадт)