Рекламоносители

в № 8/20, "МОСТЫ"/Улица

слова МИТИ ХАРШАКА

На тему меня натолкнула фотография из коллекции Дмитрия Дервенева — скрупулезного собирателя графических примет городского настоящего — вывесок, витрин, рекламы. На фотографии Дима поймал объявление на двери магазина со словами «требуются рекламоносители». Совершеннейший абсурд с точки зрения человека, хоть сколько-нибудь имеющего представление о том, что на самом деле означает этот термин. В данном случае имеем дело с подстрочным пониманием слова: рекламоноситель — тот, кто носит рекламу. На себе. Буквально. Человек-бутерброд.
Рекламоносители
Петербургские рекламоносители. Фотографии Алексея Тихонова и Андрея Кузнецова

Можно гипотетически продолжить ряд: на бензоколонке может понадобиться энергоноситель для перетаскивания емкостей с горючим, на железной дороге — полупроводник (один проводник на два вагона). Подобная дословная проекция сложного слова на род занятий кажется совершеннейшей нелепостью. Однако слово «рекламоноситель», похоже, становится едва ли не нормой для обозначения человека, таскающего на себе рекламные зазывалки. Забавно. Того и гляди словом «рекламодатель» будут называть человека, раздающего листовки у выхода из метро.
Основной контингент рекламируемых таким способом фирм составляют магазины одежды, пункты обмена валюты и туристические агентства. В странах «развитого капитализма» такой вариант уличной рекламы также присутствует, однако «у них» человек-бутерброд в большинстве случаев будет причастен к какой-нибудь недорогой забегаловке, где можно быстро и за маленькую денежку что-нибудь съесть. Более развитый бизнес (даже средне-приличный магазин одежды) едва ли сочтет для себя возможным подобный вариант продвижения. В нашем же капитализме недоразвитом считается в порядке вещей выпускать на улицу человека, несущего на себе зазывалки в ювелирный магазин. Почему-то довольно распространенная тенденция — продвигать предметы роскоши средствами, скорее подходящими для магазинов поношенной одежды. Часто бывает, что магазин презентабельно сверкает дорогими витринами, а рядом стоит человек с фанеркой, на которой наклеены или набиты через трафарет корявые буковки. В таком случае подобный ход скорее будет антирекламой. То автосалон «Ягуар» наклеит на витрину ярко-оранжевые буковки, то ювелирный магазин на Невском силами собственного персонала изобразит на подручном материале что-то невразумительное.
Вообще, образ бедолаги в рекламном панцире, вынужденного в любую непогоду гнуть спину на акул капитализма, был чрезвычайно популярен у советской пропаганды. Это было едва ли не излюбленное клише, наглядно изображавшее, собственно, процесс «эксплуатации человека человеком». Также было желательно, чтобы бедолага был чернокожим — это подчеркивало бесчеловечное лицо социального неравенства. Сейчас «рекламоносителей» куда больше на наших улицах, чем в любой из развитых мировых столиц (почти весь фоторепортаж был сделан на одном только Невском проспекте).
Основными ареалами обитания «рекламоносителей» являются оживленные центральные улицы, а также области, прилегающие к станциям метро. Притом обязательным условием должна быть географическая близость к рекламируемому магазину или фирме. Заработная плата «рекламоносителей» составляет от 18 до 30 рублей в час. Это куда меньше, чем могут заработать улыбчивые юноши и девушки в агентствах, специализирующихся на промоушн-акциях. Там за час работы «рекламоносителем-рекламораздавателем» в яркой фирменной униформе получают от 2 до 5 долларов. Хорошо владеющие таблицей умножения владельцы малого и среднего бизнеса чаще бросают в массы клич «требуются рекламоносители», чем обращаются к профессионалам. Раз так, то могли бы выделить еще немного средств на то, чтобы приодеть носителей своих объявлений. А то совсем получается безрадостное и угрюмое зрелище, имеющее большее отношение к вопросам социального обеспечения, нежели к увеличению продаж.
Есть, правда, еще один вид «рекламоносителей», снаряжение которых все же требует определенных капиталовложений от хозяев рекламируемого бизнеса.
Это разные куклы-костюмы, внутри которых прячется человек. По идее, они призваны обращать на себя внимание проходящей мимо публики и, соответственно, привлекать новых клиентов в магазин/кафе/парикмахерскую и др. На самом же деле большая часть подобных сооружений крайне нелепа и, скорее, отпугивает клиента, нежели вызывает какие-либо положительные эмоции, способные перекинуться разом на рекламируемую торговую марку. Пожалуй, самое несуразное такое создание коротает дни на углу Невского и Мойки (неподалеку от редакции Журнала Учета Вечных Ценностей), рекламируя заведение «Строгановский двор». Изначально это должно было изображать повара. По крайней мере, атрибуты налицо — белая куртка и колпак имеются, равно как и сковородка с яичницей… Создание обладает зловещим оскалом и бодро помахивает розовым пенисом (видимо, изначально имелась в виду сосиска). Мне не раз приходилось быть свидетелем, как эта ходячая реклама неожиданно возникала из подворотни Строгановского дворца: девушки шарахаются, дети — в слезы. Так что думать надо, уважаемые рекламодатели! ♦