Остановки

в № 12/24, "ВОДОПРОВОД"/Улица

слова МИТИ ХАРШАКА

Практически всем так или иначе приходится пользоваться наземным общественным транспортом. Ежедневный ли это путь на работу и домой или нечастое запоздалое возвращение с дружеской попойки, когда за руль не сядешь, а машины, как назло, не останавливаются. В любом случае человек, чтобы превратиться в пассажира, должен найти Остановку.
А как ещё её найти, кроме как по опознавательному знаку? Следовательно, главное — знать, как этот знак выглядит. Но дело в том, что знаки на питерских остановках сейчас очень разные! Многообразие их гораздо богаче, чем может показаться на первый взгляд.

В те времена, когда маршрутов автобусов и троллейбусов было великое множество, когда трамвайные пути ещё не считались помехой уличному движению, когда (sic!) маршрутка считалась экзотическим видом общественного транспорта, обозначения остановок были ничуть не менее монументальными, чем вся окружающая действительность. Автобус останавливался подле треугольной консоли, в которую была вписана крупная литера «А» красного цвета.
Крепилась такая конструкция к стенам домов — в центре города, или к фонарным столбам — ближе к окраинам, на антивандальной высоте порядка трёх метров. Троллейбусная остановка обозначалась подобной же консолью, только прямоугольной. Форма была продиктована тяготеющей к квадрату весьма специфичной кириллической литерой «Т», ныне в акцидентной типографике почти не встречающейся, за исключением курсивных начертаний шрифтов.
Эта «Т» напоминает латинскую строчную литеру «м», или же нашу «Ш», только перевернутую вверх ногами. Троллейбусная «Т» была синей. Большим плюсом такой визуальной идентификации остановок являлось то, что такие большие буквы «А» и «Т» были видны издалека. Во-вторых, консоли эти представляли собой световые короба (лайтбоксы, как сказали бы некоторые), и опять же хорошо выделялись на фоне улицы в тёмное время суток.
Кроме автобусных и троллейбусных остановок, световыми коробами оснащались и стоянки такси (на которых в самом деле стояли таксомоторы!) И, если монументальные ориентиры на остановках общественного транспорта можно считать окончательно исчезнувшими с улиц города, то на остановках транспорта индивидуального пользования они ещё кое-где остались. По крайней мере, один такой основательно запылённый и покосившийся знак фотографу Алексею Тихонову отыскать удалось.
Впрочем, относительно недавно на троллейбусных остановках вновь стали появляться консоли с монументальной синей литерой. Что это — начало комплексного решения вопроса о визуальной идентификации остановок транспорта или просто случайность — будет видно позднее. А пока в этом вопросе царит полнейшая неразбериха. Появилось огромное количество импровизированных остановок маршрутных такси (в основном около станций метро), таблички у которых сделаны из подсобных материалов — куска фанеры, старого колёсного диска (в качестве основания) и водопроводной трубы (в роли стойки). Такие объекты вполне могут быть симпатичны сами по себе как произведения искусства, но в контексте городской среды они — явление чужеродное и, главное, малопонятное.
Второй вид табличек, обозначающих остановки — в прошлом принадлежность исключительно автобусная, а ныне используемая также и для других видов транспорта, — плоская жёлтая двусторонняя табличка. Тоже явление отмирающее. По крайней мере, табличек, исполненных по традиционному шаблону, где на лицевой стороне обозначены номера маршрутов, а на задней — расписание движения, становится всё меньше. Традиционный жёлтый цвет перешёл «по наследству» новодельным табличкам, графические стилевые решения которых весьма различны — от рукописных до аккуратно вырезанных на плоттере из самоклеящейся плёнки.
Таблички на транспортных остановках — сытное место для размещения рекламы. Стоит это дешевле, чем на других рекламоносителях, а в поле зрения реклама попадает гарантированно. К тому же на остановках люди подчас вынуждены проводить изрядное количество времени — от нечего делать и текст рекламный прочитать могут, и торговую марку запомнить. Крупные магазины и торговые центры, из тех, что оказывают реальное влияние на транспортные маршруты, проектируют остановки в контексте своего корпоративного дизайна. Впрочем, это уже больше относится к теме павильонов или отдельно стоящих средовых конструкций, нежели к информационным табличкам.
Вот чего никак не коснулись перемены последних лет — это трамвайные таблички. Единственной тому причиной мне кажется их размещение — на проводах, над проезжей частью — до туда так просто не добраться. Размер у них небольшой — только-только номер трамвая рассмотреть — куда уж там рекламу размещать, да и самих трамвайных маршрутов в городе становится всё меньше.
Так что и в этой области дизайн городской среды далёк от единообразия. Что-то остается неизменённым и выглядит совершеннейшим археологическим артефактом, что-то сляпано на скорую руку из подвернувшихся материалов, что-то устроено основательно с применением современных возможностей — материалов, света и полиграфии. Зато весь этот средовой разнотык представляет собой обширное поле для краеведческих исследований — любимого занятия Журнала Учёта Вечных Ценностей. ♦

Остановки
Фотографии Алексея Тихонова