Трампарки

Трампарки

в № 11/23, "ТРАМВАЙ"/Переучёт

слова АЛЕКСЕЯ ЕРОФЕЕВА

Парки есть везде, а вот трамвайные парки — только в Петербурге. Повсюду вагоны ночуют в депо, ау нас — в парках. Возможно, это повелось со времён конно-железной дороги, когда на Лиговке, под № 40, было построено помещение для лошадей и отстоя вагонов. Поскольку это хозяйство находилось в непосредственной близости с «настоящим» депо Николаевской железной дороги, применить тот же термин к лошадно-вагонному отстойнику постеснялись. А потом название «парк» вошло в трамвайную петербургскую традицию.
Сегодня в Петербурге работают шесть трампарков, из них один совмещённый трамвайно-троллейбусный. До недавнего времени трампарков было десять. Но в 2001—2003 годах трамваи вдруг перестали нравиться городской администрации.

Трампарки

Трампарки
Трамвайный парк № 1 (бывший Московский, бывший им. И. И. Коняшина). Фотографии Алексея Тихонова
ИМ. СМИРНОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

Канул в небытие трампарк № 4, более известный как трампарк имени В.С. Смирнова. До 1922 года он назывался Рождественским. О покойниках, как известно,— либо хорошо, либо ничего. Но плохого об этом убиенном городскими властями парке сказать и вправду нечего, а вот роль его в становлении питерского трамвая переоценить невозможно.
Ранним утром 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы (ныне улица Моисеенко) и Дегтярного переулка собралось много людей. Все они с любопытством взирали на тёмно-синий вагон конкис империалом под номером 114. С виду это был обычный вагон, однако внизу у него помещался электродвигатель, прикрепленный к днищу инженером Фёдором Пироцким. Энергия в двигатель поступала по рельсам от генератора, который был установлен в Рождественском коночном парке. Инженер, к удивлению публики, несколько раз один проехал в безлошадном вагоне туда и обратно, а затем предложил прокатиться на электрической тяге сорока желающим. Таковые сразу нашлись и, когда переполненный вагон с той же лёгкостью тронулся с места, толпа возликовала. Пироцкий радовался вместе со всеми.
Но радость его оказалась преждевременной. Новшество не было поддержано Товариществом конно-железных дорог, которое владело монопольным правом на все рельсовые пути в Петербурге. И, хотя трамвайное движение в столице Российской империи было официально открыто ещё в сентябре 1907 года, первые шесть пар вагонов вышли на городские маршруты из Рождественского парка только 23 мая 1914-го.
Впоследствии трампарк имени Смирнова вновь сыграл важную роль в развитии питерского электротранспорта. Двадцать два года спустя, 21 октября 1936-го, из этих ворот в первый рейс отправился троллейбус. Рогатые машины, которые вначале нередко именовались «безрельсовыми трамваями», жили здесь до 1940 года, пока не был построен троллейбусный парк на Сызранской улице. Но это уже совсем другая история, потому что троллейбус и трамвай всё-таки далеко не одно и то же.

Трампарки

Трампарки
Обособленное структурное подразделение «Трамвайный парк № 3, площадка № 2» (бывший Василеостровский, бывший им. А.П. Леонова, бывший трампарк № 2). Фотографии Дмитрия Горячёва и Алексея Тихонова

Трампарки

Трампарки
Трамвайный парк № 3 (бывший Петербургский, бывший им. К.Н. Блохина). Фотографии Алексея Тихонова
ИМ. ЛЕОНОВА (ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ)

Первым по-настоящему трамвайным парком стал Василеостровский. После удачного дебюта на рейсе между Главным штабом и Большим проспектом В. О. резвая «четвёрка» укатила в трампарк на Средний проспект, №№ 77-79. Почему первый маршрут был пронумерован как 4-й, нам неизвестно. Зато известно, что вагон был английским, с берегов туманного Альбиона.
К моменту торжественного пуска питерского трамвая 16 сентября 1907 года из семидесяти имевшихся в наличии вагонов оказалось только двенадцать готовых к работе. Английские «Бреши» зарекомендовали себя очень хорошо, но нужны были и свои, отечественные. Трамвайное производство в начале века осваивали под Москвой в Коломне и Мытищах, а затем и в Петербурге, на Путиловском заводе. Перестали здесь выпускать трамваи незадолго до введения в строй в 1934 году Вагоноремонтного завода на Чугунной улице.
А вот легендарная «американка», ходившая по ленинградским улицам почти 46 лет, родилась как раз между закрытием трамвайного производства на «Красном путиловце» и началом выпуска трамваев на ВАРЗ. «Американка» была построена на территории Василеостровского трампарка, который к тому времени носил имя депутата Петросовета вагоно-вожатого Александра Леонова. Место для создания трамвая было подобрано как нельзя лучше. Здесь с 1922 года работали Центральные вагоноремонтные мастерские.
Конструкцию «американки», прозванной так за сходство с американскими пульмановскими железнодорожными вагонами, придумали ленинградские специалисты под руководством Дмитрия Кондратьева. Модель ЛМЛП33 получилась удачной. Это был самый вместительный трамвай — в двух вагонах одновременно он мог перевозить пятьсот пассажиров. А впервые применённые створчатые двери оказались настолько удобными, что их вскоре переняли конструкторы троллейбусов и автобусов. Первый петербургский трампарк в прошлом году потерял самостоятельность и существует лишь как скромный филиал парка № 3, больше известного как трампарк имени К.Н. Блохина.

Трампарки

 

Трампарки
Трамвайный парк № 5 (Бывший Ланской, бывший им. М.И. Калинина). Фотографии Алексея Тихонова

Трампарки

Трампарки
Бывший трамвайный парк № 4 (бывший Рождественский, бывший им. В.С Смирнова). Ликвидирован весной 2003 года. Фотографии Алексея Тихонова

Ā PROPOS

Бывший трампарк № 4 сфотографирован только снаружи по той причине, что не удалось проникнуть внутрь.


«БЛОХА» (ПЕТРОГРАДСКИЙ)

Как трамвайный этот парк открылся 25 марта 1908 года. Его местоположение на Большой Посадской сыграло важную роль в Октябрьской революции. На трамвае то ли 20-го, то ли 21-го маршрута В.И. Ленин ехал от 1го Муринского проспекта до Боткинской улицы, когда пробирался с последней конспиративной квартиры в штаб революции — Смольный. Поехал бы он и дальше, через Литейный мост, но было поздно — вагон шёл в парк. Нетрудно догадаться, что именно в Петроградский, иначе трамвай покатил бы по другим улицам. А если бы вагон принадлежал Ланскому трампарку, расположенному на Сердобольской улице почти напротив дома, в котором находилась та самая последняя конспиративная квартира Ильича, то вождь из-за этого мог вовсе опоздать в Смольный, отчего мировая история тоже пошла бы совсем по другому маршруту.
В «Блохе», как любовно называют этот парк до сих пор, началось стахановское движение среди трамвайщиков. А ещё здесь работал компрессорщиком чемпион Ленинграда 1953 года по шашкам. Правда, фамилия у чемпиона была не слишком трамвайная — Святой.

Трампарки

Трампарки
Трамвайный парк № 7 (бывший им. В. Володарского). Фотографии Алексея Тихонова
ИМ. КОТЛЯКОВА

Трампарк № 9 имени Котлякова — единственный, от которого пошло название проспекта, названного Трамвайным ещё в 1909 году (был и трамвайный переулок близ парка имени Володарского, но его в 1967м переименовали в улицу Грибакиных).
Историю трампарка № 9, официально открытого 10 октября 1929 года, по-настоящему надо было бы отсчитывать с момента, когда началось движение по Оранэле — на13 лет раньше. Оранэлой называлась ветка, ведущая от Нарвских ворот до Путиловского завода, а затем и до Стрельны. При всей своей красоте это всего лишь сокращённое наименование Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги.
Судьба девятого парка не была завидной. Долгое время он использовался только как ночной отстойник для трамваев. Однако один трамвай из него тоже вошёл в историю — но уже в военную. Кто смотрел киноэпопею «Блокада» по роману Александра Чаковского, тот помнит эпизод расстрела фашистами пассажиров и вагоновожатого трамвая «американки». Подобный случай был в действительности. Встреча с трамваем 28-го маршрута, направлявшимся в Стрельну, дала немцам повод заявить, что они вошли в Ленинград. Но в 1941м Стрельна еще Ленинградом не считалась, а фашистам было невдомёк, что в Питере трамвай может ходить и загородом.
15 сентября 1941 года трампарк временно закрыли, поскольку он находился на переднем рубеже обороны. Остальные парки работали всю войну, исключая только первую блокадную зиму, когда трамваи стояли из-за отсутствия электричества. ♦

Трампарки

Трампарки
Обособленное структурное подразделение «Трамвайный парк № 8, площадка № 2» (бывший Кировского района, бывший трампарк № 8). Фотографии Алексея Тихонова
Трампарки
Трамвайный парк № 8 (бывший трампарк № 9, бывшее депо Ораниенбаумской электрической линии). Фотография Алексея Тихонова

Ā PROPOS

Недавно ликвидированный трамвайный парк № 6 (имени А.К. Скороходова) первым в стране перешёл на бескондукторное обслуживание. В вагонах сделали грозные надписи, установили радиотрансляцию и даже внутренние зеркала – для того чтобы водитель мог наблюдать за пассажирами. Первые кассы, в которые надо было самостоятельно опускать монетки, а потом собственноручно отрывать билет, изготовил скороходовский слесарь Ю.М. Плясунов. В начале бескондукторной езды от пассажиров не было отбоя. Каждому хотелось показать себя честным человеком и в награду послушать, как водитель объявляет остановки в микрофон. Первыми водителями, которые выезжали на маршрут без кондуктора, стали В.П. Кормушин и А.С. Размеров.


Обложка публикации:

Трамвайный парк № 8 (бывший трампарк № 9, бывшее депо Ораниенбаумской электрической линии).

Фотография Алексея Тихонова