Летние кинотеатры

Летние кинотеатры

в Сады и парки/ЧИТАЙТЕ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУВЦ "АП"! № 60/74, "МУЗЫКА КИНО"

cлова ЮРИЯ КРУЖНОВА

Кинематограф на заре своего существования, в дореволюционные годы, был, как ни странно, явлением сезонным. Кинотеатры в Петербурге-Петрограде работали не круглый год, во всяком случае большинство их. Глухим сезоном оказывалась не зима, а как раз лето, когда петербуржцы разъезжались по дачам, а оставшиеся жители не рисковали в жару париться в душных городских кинозальчиках.
Летние кинотеатры
Афиша кинематографа в Павловском вокзале

Хотя, конечно, и в сильные морозы (в Северной столице они не редкость, как известно) иные плохо отапливаемые кинозалы пустели. Но пустели (и летом и в мороз) в основном маленькие кинотеатрики, как их называли тогда — «киношки». Большие, капитальные кинотеатры (устроившиеся в арендуемых тёплых помещениях) продолжали функционировать. Однако летом, чтобы привлечь зрителя, хозяевам порой приходилось снижать цены на билеты.

В летний период в работе кинотеатриков складывалась любопытная ситуация: закрываясь в городе, они начинали плодиться в пригородах, обслуживая дачную публику. Тут уже можно говорить о свое-образном явлении в истории кинематографа — летних кинотеатрах. Хотя такие летние кинотеатры были не только в пригородах, были они и в самой столице, но о них позже. В пригородах же кинодельцам летом было поистине полное раздолье. В Лесном, Шувалове, Парголове, Петергофе, Стрельне, Гатчине и ещё многих других дачных городах и посёлках предприимчивые кинодеятели в несколько дней возводили какой-нибудь деревянный сарайчик и, оформив разрешение в городской управе (а частенько минуя сию процедуру, вообще-то обязательную), крутили «фильму». Некоторые кинопостройки через пару недель исчезали, пока не нагрянула пожарная инспекция, — пожары в кинотеатрах в те годы были столь частым явлением, что в 1911 году вышло распоряжение Особой комиссии при технико-строительном комитете устраивать кинотеатры только в каменных зданиях. Правда, касалось это лишь Петербурга и соблюдалось не всегда. Что до дачных местностей, то там в начале 1900-х существовало несколько стационарных кинотеатров (деревянных или в арендуемых помещениях) в Лесном, Гатчине, Петергофе, которые летом действовали особенно активно благодаря наплыву дачников. Но помимо них, летом всё равно появлялись и появлялись новые временные постройки, в которых, может, не всегда было уютно, но по крайней мере не жарко и не душно.

В начале 1910-х в дачных местностях стали популярны и вовсе переносные кинематографы, сеансы устраивались прямо на открытом воздухе. Складной белый экран, фонарь и небольшой проекционный аппарат — вот всё, что было нужно для киносеанса. Действовали такие «кинотеатры» в основном в июле-августе, когда заканчивался сезон белых ночей.

В самом Петербурге предприниматели от кино пользовались летним сезоном, чтобы открыть свой кинематограф в городских увеселительных садах, при этом арендовалось либо летнее помещение в саду, либо участок земли, на котором возводилась временная постройка для киносеансов. Устраивались летние кинозалы в музыкальных «воксалах». Так, в Павловском воксале в начале 1900-х во временном помещении скетинг-ринка (искусственного катка) действовал кинотеатр «Синематограф».

Летними кинотеатрами, вообще-то, можно было назвать почти любую постройку в Петербурге в начале 1900-х годов, приспособленную для демонстрации фильмов. Отдельных новых зданий для кинотеатров тогда строили крайне мало. Киносеансы проходили в самых неожиданных помещениях — магазинчиках, квартирах, сараях, арендуемых у хозяев (больше всего, кстати, устраивалось кинотеатриков в квартирах). Если появлялись редкие специальные постройки, то они были деревянными. Каменных специальных кинотеатров в Петербурге к 1910 году было выстроено всего два (!) — на Петербургской стороне и в Стрельне. Остальные из наиболее известных стационарных — это аренда (в «Пассаже», во дворце Юсуповой на Невском и многие другие).

Что касается деревянных кинотеатров, то немалую часть их составляли временные постройки балаганного типа, какие возводились для представлений на народных гуляниях в XIX веке. Такой балаган для электрокинематографического театра был построен, например, в 1900 году на Марсовом поле благотворительной организацией «Синий крест». Балаган носил громкое имя «Ройяль Стар». Между прочим, балаган был не маленький, вмещал до 600 зрителей. Подобный кинобалаган был построен в 1903 году Невским обществом устройства народных развлечений на территории парка «Вена» (ныне Парк культуры и отдыха имени Бабушкина — «Парк сказок»). В 1902 году Василеостровское общество народных развлечений подало в городскую управу прошение о постройке кинопавильона явно летнего характера: «показывать кинематограф предполагается в деревянном навесе <…> в нём никаких декораций не предполагается, навешено на одной стене полотно и поставлен один электрический фонарь…»

К началу Первой мировой войны сезонное разделение кинотеатров стало сходить на нет, кинотеатров летом закрывалось меньше, а наплыв зрителей приближался к привычному. Но это отчасти можно объяснить увеличивающейся тягой публики к увеселениям в периоды общественных катаклизмов, которую называют «эффектом страуса» — знакомое историкам увеселительной культуры явление. Но летние кинотеатры никуда не исчезали, и в пригородах столицы, да и в самой столице, с мая по сентябрь по-прежнему росли летние балаганчики.

В советское время понятие «летний кинотеатр» получило несколько иное значение. Под летними стали подразумеваться открытые кинотеатры. Как и летние театры, они тоже были открытыми помещениями. Такие летние постройки — иногда каменные, но без крыш, с колоннадой вместо забора — стали обычным явлением в курортных городах. Но не отставали и северные. Летними кинотеатрами в них становились в определённые дни и открытые летние театры, и просто открытые эстрады в городских парках и в пригородах — в Ленинграде, Москве, других городах. Наряду с выступлениями артистов там вовсю крутили кино. Эти открытые кинотеатрики с дырявым дощатым забором и стаями мальчишек, облепивших соседние деревья — знакомый образ летнего кино наших бабушек и дедушек. В небольших посёлках, где не было приспособленного для показа кино помещения, фильмы демонстрировались, как в «старые царские времена», прямо на открытом воздухе — на лугу, во дворе колхозной усадьбы.

Да и ныне открытые эстрады в некоторых городских парках не прочь дать один-другой киносеанс в неделю. Без кино никак — ни зимой, ни летом… ♦

Летние кинотеатры
Здание Павловского вокзала. Фотография из Архива кинофотофонодокументов
Летние кинотеатры
В таких кинобалаганах «крутили фильму» в летние месяцы. Ажиотаж был немалый, что видно по этой толпе у кассы. Фото 1910-х годов
Летние кинотеатры
Летний кинотеатр советского времени. 1950-е годы
Летние кинотеатры
«Колобок». Были и такие «летние кинотеатры». 1950-е годы
Летние кинотеатры
Фрагмент уцелевшего основания фонаря перед Павловским вокзалом. Фотография Юрия Молодковца
Летние кинотеатры
Фрагмент уцелевшего основания фонаря перед Павловским вокзалом. Фотография Юрия Молодковца

Обложка публикации:

На странице № 32: Здание летнего театра Народного дома Николая Второго в Александровском парке. 1914 год.

Фотография ателье Буллы