Брянцев

в № 9/21, "МЕТРОПОЛИТЕН"/Галерея основателей

слова ДМИТРИЯ БАДАЛЯНА

Брянцев
Александр Александрович Брянцев. Архивная фотография

Этот седой коренастый дяденька с голубыми глазами и профессорской бородкой — Александр Александрович Брянцев. Он — не просто основатель, а дважды основатель детского театра, который назвал Театром юных зрителей. После учебы в Кадетском корпусе, оказавшись в труппе Павла Гайдебурова, успел поработать на столичной сцене в Общедоступном театре, а в провинции — в Передвижном. Был бутафором и суфлером, актером и музыкантом. С одинаковым успехом играл стариков и подростков. Еще до революции имя Брянцева стало известно всей театральной России. Но подлинным его призванием была режиссура.

Брянцев, конечно, был романтиком. Но и — человеком дела: осенью 1921 года сумел добиться подходящего зала в бывшем Тенишевском училище, и на сорок лет дом на Моховой улице стал для него местом любимой работы, а для всех ленинградских детей — волшебным ТЮЗом, сочетающим в себе яркое сценическое действо, музыку, танец, оригинальные костюмы, удивительные декорации. Он умел притягивать и объединять вокруг себя таких же талантливых людей, каким был сам. Театр на Моховой пользовался неизменным успехом, но зал не вмещал всех желающих попасть в ТЮЗ и вскоре перестал устраивать изобретательного режиссера по своим техническим характеристикам. Поэтому, как только начала забываться послевоенная разруха, Брянцев стал «пробивать» идею строительства нового ТЮЗа. Наконец решение было принято. Место для строительства было выбрано на огромном пустыре между улицей Марата и Загородным проспектом. В то время выбранный участок, кажется, вовсе не имел названия, а прежде именовался Семеновской площадью, или Семеновским плацем.
Еще с 1740-х годов здесь размещались казармы лейб-гвардии Семеновского полка с плацем для полковых смотров и учений. Правда, по мере разрастания военного городка, а затем и гражданских заведений первоначально огромный плац-парад все уменьшался и уменьшался. Нынешняя площадь — это только северо-восточная часть бывшего полкового поля.
В школе нас учили, что здесь совершались казни.
Но есть у этого места и другая история. В 1836—1837 годах именно от Семеновского плаца была проложена первая русская железная дорога. Потом тут же вырос первый вокзал, созданный по проекту Константина Тона. В начале ХХ столетия, когда его полностью перестроил в стиле модерн Станислав Бржозовский, газеты писали, что это «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы». Позднее его окрестили Витебским. В восточной части плаца располагался ипподром Общества охотников конского зимнего бега. Впервые бега состоялись в конце 1880 года. Затем тут стали проводить и осенние скачки. Были построены нарядные зрительские трибуны, устроенные Леонтием Бенуа и напоминающие московские терема, а Общество получило статус императорского. Здесь же состязались первые русские спортсмены-велосипедисты, а в 1893 году прошло первое известное в России соревнование по игре в «ножной мяч». Господа спортсмены еще не знали, что просто играют в футбол.
Рядом, напротив вокзала, стояла полковая Введенская церковь, построенная К. Тоном в формах, весьма напоминавших созданный им же храм Христа Спасителя в Москве. Вместе с иконами, принадлежавшими еще Петру Первому, здесь хранились 46 воинских знамен. Увы, в 1933 году храм снесли. Во время войны на бывших дорожках ипподрома разместили подразделения зенитной артиллерии, построили блиндажи и другие защитные сооружения.
Вот на таком месте и предстояло создать новую площадь, главным украшением которой должен был стать театр. Руководствуясь идеями А. Брянцева, архитекторы во главе с А. Жуком создали проект зала на тысячу мест, где расстояние от сцены до последнего ряда составляет всего 19 метров. В этом зале просто нет кресел с плохой видимостью. Актеры, выходящие на смело выдвинутый вперед просцениум, играют здесь в окружении зрителей, сидящих в высоком амфитеатре. Полукруглый занавес открывает сцену шириной в 36 метров. Режиссер участвовал в разработке ее технического оснащения — вращающаяся по кругу площадка, пять подъемных столов для смены декораций и еще подъемный пол в оркестровой яме.
В здании ТЮЗа есть просторные, светлые фойе, остекленные галереи с зимним садом. Вокруг театра разбит огромный парк площадью более 11 гектаров. Перед главным фасадом — аккуратная партерная часть, а сзади, к югу — буйная растительность: кусты, деревья, переплетение аллей и дорожек. Александр Александрович участвовал в закладке своего театра. Это было 19 июня 1957 года, а в мае 1962 года новый ТЮЗ был открыт. Режиссер не дожил до радостного события всего несколько месяцев. ♦

Брянцев
Приемка лошадей, взятых по военно-конской повинности, на Семеновском плацу. Фотография Карла Буллы, 1904 г. Архивная фотография
Брянцев
Здание театра юных зрителей имени А.А. Брянцева. Фотография Дмитрия Горячева