Лев Юдин в “Царскосельской коллекции”

в № 10/22, "АЭРОДРОМЫ"/Выставки

слова АЛЕКСАНДРА ФЛОРЕНСКОГО

Во-первых, о Юдине. Малоизвестный, увы, широкой публике Лев Александрович Юдин родился в Витебске в 1903 году, жил и работал в Ленинграде. Учился у Малевича, Ермолаевой. Дружил со Стерлиговым, Рождественским.
В последние годы жизни испытывал сильное влияние замечательного ленинградского графика Дмитрия Исидоровича Митрохина — что для истинных супрематистов круга Малевича однозначно выглядело шагом назад. А для нежного Юдина, тяготившегося «каменной десницей» Казимира Севериновича, это увлечение, несомненно, было серьезным шагом вперед и, как ни странно, впоследствии мистически отозвалось в послевоенных натюрмортах самого Митрохина, тех работах, которых Юдин уже не мог увидеть, потому что в 1941 году погиб на Ленинградском фронте. Проще говоря, я берусь утверждать, что на знаменитые рисунки позднего Митрохина бессознательно повлияли натюрморты Юдина тридцатых годов.
Итак, Лев Юдин. Широкий диапазон интересов: живопись («Оранжевый молочник и бутылка» и «Кофейник, кувшин и сахарница» — возможно, лучшие натюрморты, написанные в России в первой половине ХХ века), книжная графика (работа в качестве иллюстратора в лучших детских журналах своего времени «Чиж» и «Ёж»), печатная графика (интерес к технике резцовой гравюры, идущий как раз от Митрохина).
Но, пожалуй, самое интересное и необычное — серия бумажных скульптур середины 30-х годов. Серия, предвосхитившая во многом сегодняшнюю концептуальную постановочную фотографию. Дело в том, что свои полуабстрактные бумажные скульптуры Юдин фотографировал при определенном освещении; и вовсе не сами скульптуры, а именно эти фотографии становились окончательными произведениями искусства. Такой прием на полсотни лет позже будет использовать, к примеру, москвич Франциско Инфанте, хорошо знакомый с практикой европейских концептуалистов (arte povera и fluxus), а вот в довоенном Ленинграде Юдин был первым и, пожалуй, единственным.
Во-вторых, о муниципальном музее города Пушкина «Царскосельская коллекция». Мало кто вообще, к сожалению, знает о существовании в Царском Селе такого музея, а между тем музей существует уже лет десять, занимая уютный деревянный особняк на Магазейной улице.
Созданный исключительно энтузиазмом одного хорошего человека и художника Александра Некрасова, музей этот старается собирать малоизвестную петербургскую живопись и графику ХХ века, и немало в этом преуспел.
В постоянной экспозиции «Царскосельской коллекции», что на втором этаже музея, можно увидеть работы Стерлигова, Глебовой и их учеников, Басманова, всех художников группы Арефьева (особо любимых Некрасовым) и т. д.
Кроме того, на первом этаже постоянно меняются выставки. Приятно отметить, что сотрудником музея «Царскосельская коллекция» (как раз ответственным за проведение выставок) вот уже несколько месяцев является один из любимых фотографов Журнала Учета Вечных Ценностей Андрей Кузнецов. ♦

Лев Юдин в "Царскосельской коллекции"

Лев Юдин в "Царскосельской коллекции"
Лев Юдин. Бумажные скульптуры. Середина 1930-х годов. Авторские фотографии