Деньги третьего тысячелетия

в № 7/19, "НАСАЖДЕНИЯ"/Выставки

слова ФРОЛА АЛЕКСАНДРОВА

25 сентября в 16 часов в выставочном зале Государственного музея городской скульптуры, находящегося по таинственному адресу Невский пр., 179/2, лит. «А», откроется выставка «Деньги третьего тысячелетия». Выставка инициирована и организована известным парижским мэйл-артистом, издателем и актером Владимиром Котляровым, больше известным под своим артистическим псевдонимом Толстый.
Деньги третьего тысячелетия
Толстый. Деньги-2003 (письмо Юрию Молодковцу)

На этот раз Толстый решил не устраивать своей персональной выставки (а надо сказать, что таковые уже стали в Петербурге традиционными благодаря галерее «Борей»), а пригласить к участию в проекте всех знакомых художников, так или иначе касающихся в своей работе темы денег. Среди участников выставки сам Толстый (Париж), его ученик Юрий Молодковец (Петербург), Олег Котельников (Петербург), Владимир Шинкарев (Петербург), известный дуэт — Константин Сутягин и Александр Шевченко (Москва) и другие авторы. Ожидается и кинопремьера — петербургский мультипликатор Борис Казаков готовит для выставки специальный короткометражный фильм.
В творчестве самого Толстого тема денег возникла несколько лет назад. И, если не ошибаюсь, идеологически деньги рассматриваются им не как что-то, к чему стоит всячески стремиться и тянуться, а, напротив, как зловредное буржуазное явление, ограничивающее свободу творчества. Поэтому деньги надлежит приводить в негодность всяческими художественными способами. Для этого существуют фломастеры, штемпели, какой-то специальный цветной французский латекс и прочие дорогостоящие материалы. Толстый приводит в негодность денежные купюры самых разных стран и номиналов — вы можете обнаружить монгольские тугрики, белорусских «зайчиков» и «белочек», вышедшие из употребления русские рубли девяностых годов — и тут же с восхищением замечаете беззаветно испорченные стодолларовые купюры, или (что тоже самое, кстати!) пятисотфранковые, причем разрисованные задолго до появления на горизонте евро. При этом Толстый — вовсе не зажравшийся богач, прикуривающий от банкнот крупного достоинства — напротив, он всегда декларирует свою принадлежность к самому что ни на есть среднему классу. Однако искусство требует жертв, в том числе и таких жестоких.
Иногда Толстый обклеивает купюрами и монетами конверты, картины, картонки — да еще и посылает все это по почте, потратив еще кучу свободно конвертируемой валюты на почтовые марки.
В день вернисажа состоится еще одно событие, связанное с выставкой. Прямо там же в 17 часов пройдет представление очередного выпуска редактируемого Толстым альманаха «Мулета», посвященного деньгам, поэтому этот выпуск будет именоваться «Мулета Д». ♦