Ладожский вокзал

в № 6/18, "АКВАТОРИЯ"/Изменения

слова ОЛЕГА ВОРОНИНА

«Ладожский вокзал в Ленинграде» – так назывался дипломный проект студента Никиты Явейна, сына известного архитектора Игоря Явейна, автора проектов типовых советских железнодорожных вокзалов и пассажирских комплексов в Новгороде и Иркутске. Сын-студент помогал отцу в работе над интерьером вокзала в Дубултах на Рижском взморье. И вот много лет спустя, уже став маститым архитектором, Никита Явейн все-таки построил свой Ладожский вокзал.

Ладожский вокзал
Интерьер центрального вестибюля Ладожского вокзала. Фотография Никиты Крючкова

Идея строительства вокзала в районе Дачи Долгорукова возникла еще в шестидесятых годах, но кроме прожектов и дипломных работ никаких реальных очертаний она в то время не приобрела.
Здесь была построена станция метро «Ладожская», прилегающая территория превращена в большой продуктовый и вещевой рынок, который постепенно обретал все более цивилизованный и стационарный вид.
Только в двухтысячном году Министерство путей сообщения решило внести свой вклад в празднование трехсотлетнего юбилея Петербурга – было объявлено о строительстве нового вокзала. Цель понятна – разгрузить старые Московский и Финляндский, а в будущем – организовать сквозное движение электричек из Зеленогорска, Сестрорецка, Приозерска, Выборга в Павловск, Царское Село, Гатчину и Петергоф.
В объявленном конкурсе победил проект архитектурной «Студии 44», основанной Явейном. Авторам этого проекта удалось разместить многофункциональный комплекс на довольно узком, ограниченном с одной стороны станцией метро, а с другой железнодорожными путями участке.
Вокзал разместился и над, и под путями. Внизу пригородная часть комплекса, а наверху, в виде моста–конкорса, залы для пассажиров дальнего следования. Распределительный вестибюль вокзала, пассажирские надземные и подземные переходы примыкают непосредственно к павильону метро «Ладожская». Трамваи и автобусы въезжают прямо под «крыло» вокзала. Благодаря этому время пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой сведено к минимуму. Общая площадь первой очереди строительства – более 30 тыс. кв. м.
Оригинальность архитектурного решения вокзала была оценена жюри Международного архитектурного фестиваля «Зодчество 2001». Проект получил «Хрустального Дедала» в номинации «Социальная миссия архитектуры».
Строили Ладожский вокзал быстро, в рекордно короткие сроки: первую сваю вбивали, когда еще не был утвержден проект (вся рабочая документация поспела только к концу прошлого года). Открывали его трижды, каждый раз для новых высоких гостей.
Но вот что примечательно. Количество вокзалов в Петербурге осталось прежним – пока строился Ладожский, прекратил функционировать Варшавский. ♦