Дом № 23 по Садовой улице

в № 7/19, "НАСАЖДЕНИЯ"/Изменения
Дом № 23 по Садовой улице
Дом № 23 по Садовой улице. Дореволюционный вид. Архивная фотография

слова ЕКАТЕРИНЫ ГОЛУБЕВОЙ

Здание было построено в 1903–1904-м годах по проекту архитектора Василия Шауба. В моду входил стиль модерн, и дом, предназначенный под контору завода Новицкого, вовсе не выглядит конторским зданием. Во многом благодаря оригинальным окнам: второй и третий этаж создают своеобразную «стеклянную стену», где с простыми плоскими окнами соседствуют и затейливые выступы-эркеры. Внушительное с виду здание на самом деле очень маленькое внутри — всего 177 кв. метров полезной площади на всех четырех этажах.
К началу перестройки дом принадлежал трикотажному объединению «Ника». В 90-х годах прошлого века объединение переживало не лучшие времена, и заботиться о здании не было ни средств, ни желания. Дом около десяти лет простоял заколоченным и пришел в аварийное состояние. В Комитете по охране памятников до сих удивляются, что реставрацию в конечном счете удалось довести до конца — здание находилось в таком плачевном состоянии, что в недалеком будущем могло просто превратиться в руину. Требования к объединению если не реконструировать, то хотя бы не дать зданию рухнуть, не помогли.
Лишьв1997годунадомнашелсяпокупатель — свадебный салон «Ирина-Люкс». Следующие четыре года были потрачены на реставрацию дома. По словам сотрудников салона, наиболее трудно выполнимым условием Комитета по охране памятников оказалось требование восстановить в историческом виде оконные рамы здания. Даже скульптуры на фасаде отреставрировать было легче — все-таки традиции реставрации в Петербурге богатые. А вот бригады столяров, способных повторить выгнутый профиль рамы, не нашлось (конечно, ни о каких стеклопакетах не могло быть и речи). Пока что пришлось довольствоваться временными пластиковыми рамами. Но поиски продолжаются. ♦

Дом № 23 по Садовой улице
Дом № 23 по Садовой улице. 1980-е годы. Фотография Сергея Свешникова
Дом № 23 по Садовой улице
Дом № 23 по Садовой улице. Современный вид. Фотография Кирилла Морозова