Историк архитектуры Андрей Пунин

Историк архитектуры Андрей Пунин

в № 6/18, "АКВАТОРИЯ"/Авторитеты
Историк архитектуры Андрей Пунин
Фонари с Благовещенского моста, стоящие теперь на Марсовом поле

РАЗОБРАННЫЙ ПО ЧАСТЯМ МОСТ

В истории мостостроения «переезд» моста с одной реки на другую – случай редкий. Но в нашем городе случалось даже такое. Первый металлический мост, соединивший в 1850 году берега Невы, не просто переехал, а разошелся по частям: перила достались в наследство современному мосту через Неву, фонари встали на Марсовом поле, а чугунные арки продолжают нести свою службу в конструкции нового моста через Волгу в центре Твери.
До середины XIX века невские берега соединялись только наплавными мостами на деревянных плашкоутах, которые приходилось убирать в периоды ледохода и ледостава. К этому времени в городе появилось уже довольно много чугунных арочных мостов через малые реки и каналы. Оставалось применить этот опыт к постройке большого моста через Неву.
Конкурсное проектирование длилось несколько десятилетий. Победителем в этом творческом состязании стал выдающийся русский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Проект восьмипролетного металлического моста через Неву, с чугунными арками в качестве пролетных строений, был разработан С. В. Кербедзом в 1841–1842 годах и в 1842 году был утвержден к строительству.
Новый мост пересек Неву у Благовещенской площади, откуда и происходит его первое имя. Второе название моста – Николаевский, в честь Николая Первого и еще потому, что на мосту построили часовню во имя святого Николая Чудотворца. А в 1918 году мост переименовали в память лейтенанта Шмидта.
Разводной пролет Благовещенского моста расположился у самого Васильевского острова. Оригинальной была его конструкция: он состоял из двух раздельных крыльев, расположенных в плане под небольшим углом друг к другу. Каждое крыло поворачивалось в горизонтальной плоскости.
Но со временем этот прибрежный разводной пролет становился все более тесным для кораблей. Поэтому возникла необходимость капитальной реконструкции моста. Она была осуществлена в 1936–1938 годах по проекту и под руководством известного инженера–мостовика Г.П. Передерия.
Новый мост Лейтенанта Шмидта получил совершенно иную композицию. Разводной пролет, спроектированный инженером В.И. Крыжановским, был размещен над серединой русла реки, над самым глубоким местом. Полностью изменились конструкции и остальных пролетов: вместо прежних чугунных арок решено было на опорах моста установить трехпролетные стальные балки. А старые чугунные арки были разобраны и сложены на складе. О них и вспомнили после войны, когда встал вопрос о постройке нового моста в Твери. Правда, Волга там не столь широка, как Нева в Петербурге. Поэтому, «переехав» в Тверь, мост стал короче: его русловая часть состоит всего из пяти пролетов. ♦

Историк архитектуры Андрей Пунин
Благовещенский (Николаевский) мост через Неву, построенный в 1843–1850-х годах
Историк архитектуры Андрей Пунин
Мост через Волгу в Твери
Историк архитектуры Андрей Пунин
Чугунные арки Благовещенского моста, оставшиеся на новом мосту Лейтенанта Шмидта. Фотографии из личного архива А.Пунина

Обложка публикации:

Андрей Пунин.

Фотография Кирилла Морозова