Васильева

Васильева

в № 7/19, "НАСАЖДЕНИЯ"/Искусственники

слова ФРОЛА АЛЕКСАНДРОВА

Васильева
Ира Васильева. Фотография Дмитрия Горячева

Ира Васильева закончила СХШ при Академии художеств в конце восьмидесятых и собиралась поступать в Академию, как все люди. И даже поступала один раз, но плохо написала сочинение и не набрала нужного балла. Таким образом, неумение правильно писать сочинения сыграло счастливую роль в ее творческой биографии. В том же 1988 году Ира, полюбив искусство художников группы «Митьки», познакомилась с Митьками, а ее картины, рисунки и гравюры были высоко оценены художниками этой группы (легенда гласит, что Ира — ученица художника Ивана Сотникова, хотя, строго говоря, все же она просто «дочь полка»), и с тех пор Ира уже не делала попыток поступить в Академию художеств. И правильно — там вряд ли бы сумели оценить по достоинству ее утонченное интеллектуальное искусство, ловко прячущееся за маской неопрятного примитивизма.
Как и положено современному художнику, Ира — настоящий «творец широкого профиля». Кроме упомянутой живописи, рисунков, рукописных книг или ногравюр она занимается созданием объемных и плоских объектов из ткани, любит разрисовывать разные не предназначенные для художественной росписи объекты типа перегоревших электрических лампочек, трехлитровых банок и фанерных ящиков от посылок. Кроме того, еще в самом начале девяностых она занималась анимацией в домашних условиях, используя шестнадцатимиллиметровую камеру. Впрочем, последний факт сообщаю просто для порядка: хотя автору этих строк и посчастливилось увидеть эти замечательные фильмы в частной видеотеке в Вене, у самой Васильевой не осталось даже копии; так что вряд ли когда-нибудь читателю удастся ознакомиться с этими «живыми картинами».
В узких кругах подлинных ценителей изящного ее имя ценится очень высоко, и несколько петербургских собирателей порой соревнуются за право приобрести ее новую картину. Ира выставлялась практически на всех выставках группы «Митьки» (взяв пару раз декретный отпуск), несколько раз ездила работать и делать выставки в Австрию, имела три персональных выставки в артцентре «МИТЬКИ-ВХУТЕМАС»: «Про грибы» (1998), «Не живопись» (2000) и «Нижний Новгород — Петербург — Самара» (2003). Тем не менее, не владея в должной мере искусством «selfpromotion», Ира оказалась недостаточно оценена своими современниками: достигнув возраста Иисуса Христа, она не стяжала ни больших денег, ни громкой славы, что в свою очередь позволило ей до сегодняшнего дня сохранить обаяние своего таланта нетронутым.
Все произведения Иры Васильевой строго делятся по тематике на две примерно равные части — «городскую» и «сельскую» (впрочем, как и ее жизнь с непременным летним выездом в сельскую местность). Городская же часть целиком и полностью посвящена Петербургу, странным наблюдениям за непарадными пейзажами и маргинальными персонажами. Исключения (картины и рисунки, посвященные Вене, Самаре или Нижнему Новгороду) лишь подчеркивают правило. ♦


Фотосъемка Юрия Молодковца

Васильева
«Большеохтинский мост»
Васильева
«Угол Восстания и Кирочной»
Васильева
«Кресты»

ВасильеваИз серии «Городские посылки». Сверху вниз: «Мебельная фабрика перед Охтинским мостом», «Улица Правды», «Прогулка по Неве», «Другая фабрика около Охтинского моста», “Кресты”


Васильева

Из серии «Загородные посылки».
Сверху вниз: «Рыбы», «Лягушки», «Грибы», «Предметы»


Обложка публикации:

“Крыши в нашем районе”