Композитор Фёдор Туркин

в Искусственники/ЧИТАЙТЕ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУВЦ "АП"! № 60/74, "МУЗЫКА КИНО"

беседовал СЕРГЕЙ БАРУ

Создатель и руководитель крупной строительной компании, входящей в число известнейших петербургских застройщиков, патриот, который оказывает существенную поддержку организациям ветеранов и блокадников, Фёдор Олегович Туркин имеет увлечение, не менее важное для него, чем предпринимательская деятельность. Это музыка. Мой собеседник является автором более сорока композиций, не зная при том нотной грамоты.
Композитор Фёдор Туркин
Фёдор Олегович Туркин. Фотография из личного архива

— Как же вы записываете свои сочинения?

— Когда рождается новая музыкальная идея, напеваю её на диктофон. Потом даю послушать доверенным людям, профессиональным музыкантам, имеющим опыт аранжировки. Кому именно — зависит от мелодии: с «академической» темой работают одни, с роком и джазом — другие, но все — очень достойные творческие личности, которые не просто кладут музыку на ноты, а предлагают собственное прочтение. Для меня самое важное — верно расставить акценты, сохранить мелодию и особенности композиции. Ведь бывает, что идея теряется при передаче эстафеты от автора к аранжировщику. Впрочем, в последнее время несовпадений всё меньше, мы с коллегами-музыкантами отлично понимаем друг друга. Больше тридцати композиций сделано с Александром Петерсоном, ещё несколько — с Сергеем Эрденко и его ансамблем «Лойко», а также с Александром Чернобаевым.

— Однако любой материал, в том числе и музыкальный, нуждается в авторской корректировке после профессионального редактирования. Какова технология такой правки?

— Прежде всего внимательно слушаю звукозапись произведения. При работе с Александром Петерсоном, у которого дома оборудована отличная студия, мы вместе тщательно разбираем результат — по фрагментам, по голосам. Используя возможности современного оборудования, Александр один может записать десять партий гитары. У Сергея Эрденко иной подход — как правило, он настаивает на единственном варианте исполнения. Но при этом у него есть особый талант сохранять дух композиции. К великому празднику освобождения Ленинграда от фашистской блокады 23 января в Театре «Буфф» состоялся концерт для ветеранов, на котором его группа исполнила и мои сочинения. Одна из композиций вышла на диске «Лойко».

— Какие музыкальные стили, направления, композиторы вам близки?

— В начале своего увлечения я держался в академическом ключе. Связано это было прежде всего с профессиональным окружением — музыкантами, которые мою музыку трансформировали. После знакомства с гитаристом и мультиинструменталистом Александром Петерсоном появились композиции в стиле рока — классического, жёсткого, психоделического, даже на грани поп-музыки. Весь этот спектр можно услышать в альбоме «Война и мир». Академические композиции, записанные Александром Чернобаевым, в переложении «Лойко» обогащаются элементами разных стилей, куда вплетаются и цыганские напевы, и кельтские мотивы, иногда неожиданные для меня как автора. Но главное в сотрудничестве с этим коллективом — его удивительная энергетика, эмоциональное богатство, умение держать зал на концерте.

Как видите, палитра достаточно разнообразная. Мои самые любимые композиторы — Пол Маккартни и Джон Леннон. Вообще, я ценю искусство Англии, где музыка часто рождалась не благодаря, а вопреки. С годами пришло осознание мощи советского песенного творчества, например Исаака Дунаевского. У него в свою очередь прослеживается влияние других композиторов. Ощутил силу музыки Сергея Рахманинова. Почитаю Бетховена, Баха. Удивителен феномен Тухманова — человека по духу западного, но музыка которого совершенно наша, русская, и выдающихся произведений не один десяток, так что смело можно назвать его гением.

— Музыкант уживается в вас с предпринимателем. Это сложный союз? Как он образовался?

— Ещё в детстве я почувствовал, что музыка даёт мне силы. Помню, даже мечтал стать барабанщиком. Настоящих барабанов у меня, правда, никогда не было. Но у папы — врача — обнаружились металлические тазики и тарелочки — вот на них я и упражнялся. Ещё сдавая школьные экзамены, я понял, как музыка помогает настраиваться. А когда мне было уже за тридцать, сделав первые шаги в предпринимательстве, я почувствовал, что музыка развивает веру в себя. Ведь предпринимательство — это тоже творчество. Но каждый человек должен жить в своём мире, в том, где он максимально успешен. Что
не исключает возможности с удовольствием погостить в других творческих мирах. ♦