Про новый Амстердам

в № 9/21, "МЕТРОПОЛИТЕН"/Книги

слова ХАРЛАМПИЯ МИТИЧА

Про новый Амстердам
Сергей Горбатенко. «Новый Амстердам. Санкт-Петербург и архитектурные образы Нидерландов». Нидерландско-Российский архивный центр. Гронинген. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2003 г.

Книга Сергея Горбатенко «Новый Амстердам» принадлежит к весьма малочисленной группе серьезной литературы, не только легко и увлекательно написанной, но еще и оформленной на хорошем профессиональном уровне. А прибавив к этому и без того хорошему сочетанию безупречную полиграфию, получим уникальный книжный продукт, так редко встречающийся в наших широтах.
Надо признать, не так уж много попадается серьезных исследований, написанных хорошим человеческим языком. Серьезная наука и архивные изыскания довольно часто провоцируют авторов на излишнее усложнение текстов. Порой настолько, что даже заинтересованного читателя начинает клонить в сон уже между пятой и десятой страницами. Еще меньше фундаментальных трудов, которые может осилить человек «не в теме» просто по причине занимательности темы и легкости изложения. Но даже среди легко читаемых и интересных текстов (имеются в виду те, которые в итоге доходят до более или менее тиражного воспроизведения, а не остаются навечно в пяти копиях в научных библиотеках) грамотно оформленные вещи попадаются очень редко.
Название может ввести в некоторое заблуждение человека, знакомого с историей не только отечественной. Речь в книге идет вовсе не о славном городе Нью-Йорке (ведь именно New Amsterdam и было первоначальным наименованием Большого Яблока). Но Нью-Йорк здесь ни при чем — темой исследования стали параллели между Санкт-Петербургом и Нидерландами — страной, в которую царь Петр был искренне и беззаветно влюблен. Архитектурно-исторические параллели подкреплены столь убедительной доказательной базой, что просто не верится, что такой труд под силу одному человеку. Подробный анализ путешествий Петра по Голландии в 1697—1698 и 1716—1717 годах и буквальное следование этим маршрутам дали автору не только богатейший архивный, но и огромный живой материал. Книга — результат подлинного исследовательского азарта, глубокого копания в источниках в сочетании с живостью и легкостью изложения.
Множество цветных фотографий, сделанных в Голландии и в Питере, наряду со старыми гравюрами придают фундаментальному историческому и искусствоведческому исследованию современность и актуальность — еще два редких качества, которые надо прибавить в копилку радостей по поводу этой книги. А фотографии эти делал добрый друг Журнала Учета Вечных Ценностей Юрий Молодковец. Спасибо ему за то, что принес книгу в редакцию! ♦