Флоренский в “НоМИ”

в № 5/17, "УПАКОВКА"/Выставки

слова МИТИ ХАРШАКА 

Флоренский в "НоМИ"
Александр Флоренский. «Торговля прохладительными напитками», 2000 г.

Благодаря всеобщему официальному ликованию число 300 (триста) в названии выставок, проходящих в эти дни, вызывает, в лучшем случае, настороженность, если не стойкую аллергию к задорно-пионерскому пафосу празднования юбилея города: «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь!» да «развейтесь!…» (М. Булгаков: «Мастер и Маргарита»). Тем более неожиданными и приятными становятся исключения из общей массы парадных цитат. Выставка Александра Флоренского в галерее «НоМИ» «О положении в Петербурге за последние триста лет» как раз и является таким приятственным глазу исключением. На выставке триста небольших Флоренских рисунков, удивительно компактно поместившихся в сумку автора, когда тот отправился делать экспозицию. Флоренские рисунки ни с чем не спутать! Изобразительный язык, внедренный художником в «картину мира» современной графики, знаком, пожалуй, каждому. «Митьковская» аскеза в изобразительных средствах – тушь, кисть, перо. В нарочитой упрощенности изображения– мастерство рисовальщика. Пристальное внимание к деталям, введение в поле рисунка подробных разъяснительных надписей – все это формирует стиль, который пытаются копировать многие, правда, что-то ни у кого не получается даже приблизиться к оригиналу по степени графической выразительности и идейной наполненности. Каждый из трех сотен рисунков, в которых художник со скрупулезностью архивариуса, тонким юмором и артистизмом показывает повседневную непарадную жизнь города, хочется долго рассматривать, читать авторские комментарии, примеряя на свое знание истории картинки из далекого прошлого, и на собственные воспоминания – из недавно прошедших лет. Умные, смешные, печальные и трогательные сюжеты с удивительной точностью воспроизводят городскую сцену, будь то подробное рассмотрение устройства керосиновой лампы, подъем упавшего в Мойку легкового автомобиля, торговля прохладительными напитками или портреты балтийских моряков, занимающихся партучебой. Журналу «АДРЕСА Петербурга» очень понравилась выставка Александра Флоренского! ♦