Декоратор Андрей Дмитриев

Декоратор Андрей Дмитриев / Пешеходам знаки не нужны

в № 5/17, "УПАКОВКА"/Авторитеты

25 лет подряд я водил машину, но вот уже восемь месяцев как отказался от передвижения по городу на автомобиле. И сейчас испытываю огромное счастье. Всегда можно выпить пятьдесят граммов водки или коньяка, не задумываясь о дорожно-транспортных последствиях.
Можно пройтись пешком, спокойно посмотреть на город, ведь эта гонка мешает полноценному восприятию мира. А движением человек еще и продлевает себе жизнь.

Знак является кратчайшим путем получения человеком информации. Он – своеобразное послание, предусматривающее моментальное восприятие. Поэтому все, что окружает нас, – это набор знаков либо знаковых систем. Язык, на котором мы говорим, – это одна из таких систем, где каждая буква означает определенный звук, а ряд букв-знаков – уже слово, обозначающее предмет, действие. С помощью знаков мы говорим, читаем, способны выразить свою мысль.
Дорожный знак – это тот же язык, простой и понятный водителю. Язык, который в графическом образе несет необходимое количество информации, быстро, за доли секунды, усваиваемой, ведь зачастую думать и осмысливать, что там изображено, нет времени.
Дорожный знак изобрели в начале XX века, когда машины стали плодиться быстрее, чем лошади. Возникла потребность как-то руководить движением на улицах, управлять им. За прошлый век знаки стали максимально выразительными, лаконичными, появились светофоры, которые помогли упорядочить движение.
С точки зрения городской эстетики знак стал составной частью уличного экстерьера, причем говорить, хорош он или плох, бессмысленно: знаки практически во всем мире одинаковы. И это очень хорошо, поскольку дает возможность сесть за руль в другой стране. Знак воспринимается без интерпретатора, на уровне подсознания. Или вовсе не воспринимается. Например, на перекрестке набережной реки Мойки и Конюшенного переулка все время случаются аварии, по нескольку раз в неделю. Скорее всего, это происходит как раз из-за того, что знаки (их там даже два) расположены неправильно, может, слишком высоко весит знак STOP. Но знаки-то устанавливают люди, а они могут чего-то недоглядеть, не заметить, так что эффективность работы дорожного знака в конечном счете зависит от человека.
К дорожным знакам в некоторой степени можно отнести и рекламу, которая располагается на дорогах. Она, как и дорожная знаковая система, преследует одну цель – побудить к действию. Но не «поворачивай направо» или «сюда нельзя», а «купи меня». Поэтому неграмотно расположенная реклама способна отвлечь внимание водителя и привести к аварии. К тому же она заслоняет архитектурные достоинства города. У меня, правда, к любой рекламе выработался стойкий иммунитет.
Пешеходам знаки не нужны вовсе. И водители не воспринимают пешеходов как участников дорожного движения. Лучший способ противостоять беспределу водителей – это в свою очередь не обращать на них никакого внимания, потому что когда водитель видит, что пешеход его не замечает, он сделает все, чтобы остановиться, в стену врежется, на встречную выедет, лишь бы не наехать на пешехода.
Но как только водитель замечает, что пешеход его видит, он будет ехать на него до тех пор, пока тот не уступит ему дорогу. Для пешеходов, впрочем, существует своя система знаков – в метро, к примеру. Указатели переходов, направления движения и тому подобное. А просто гуляя по Петербургу, можно не обращать внимания ни на какие знаки и только наслаждаться городом. Чем я теперь и занимаюсь. ♦

Обложка публикации:

Андрей Дмитриев.

Фотография Кирилла Морозова