Алексеева

в № 5/17, "УПАКОВКА"/Искусственники

слова ФРОЛА АЛЕКСАНДРОВА

Cначала Марина (больше известная среди друзей как Маня) Алексеева занималась керамикой. Она окончила отделение керамики Мухинского училища и несколько лет работала именно в этом материале. Потом, помнится, был довольно большой период занятий живописью и графикой – пейзажи и фигуры тех лет с некоторой натяжкой можно было бы отнести к раннемитьковской стилистике. Потом Марина вышивала красивые небольшие картины разноцветными нитками по разноцветным же тряпкам. Потом Алексеева начинает работать с неоновыми трубками – делает инсталляции, в которых керамическая и гипсовая скульптура, украшенная парчой, ватой и мехом, хитро освещается разноцветными неоновыми лампами (выставка в галерее «Борей» 1997 года). В этот период на веранде большого деревянного дома в Коломягах, где живет и работает Марина, целый год живет настоящая шустрая белка по имени Анатолий, и таким совершенно естественным для художницы образом белка становится ее любимым персонажем. Одна из Марининых выставок тех лет уже прямо называется «БЕЛКА. НЕОН» (лапидарное название как нельзя более точно описывает экспозицию, состоящую именно из здоровенной, размером с доброго кенгуру белой меховой белки, висящей в воздухе, и цветных неоновых ламп, расставленных на полу (галерея «Митьки-ВХУТЕМАС», 1997). На симпозиуме во Франкфурте «Sign in Landscape» Марина делает «секреты» – закапывает в землю разные красивые штучки, закрывая их стеклышком.

Алексеева
Марина Алексеева в своей мастерской. Фотография Юрия Молодковца

И вот через какое-то время «секреты» Алексеевой постепенно трансформируются в новое качество: несколько лет назад художница подходит к своей главной сегодняшней теме, которая условно может быть обозначена как «интерьер в коробочке». Здесь совместились и прикладное искусство (влияние старинной культуры изготовления doll’s houses), и интерес автора к технике, выразившийся в пристрастии к употреблению электричества (все «помещения» имеют внутреннюю подсветку), и живопись – в некоторых коробочках задники нарисованы, как в настоящем театре. Вообще именно театральность в самом хорошем смысле слова характерна для этих «помещений» – они всегда безлюдны, безупречно выстроены и действительно напоминают миниатюрные макеты декораций.
Вот жалко, белок там пока не видно… Думается, это ненадолго – просто коробочка «ЗООПАРК» или там «ПУНКТ ПРИЕМА ПУШНИНЫ» еще не сделана.
Однако хотя сегодня именно «коробочки» стали своего рода визитной карточкой Алексеевой, Маня не оставляет занятий живописью и графикой, изредка делает красивую керамику, содержит в своем доме небольшую галерею, издает одноименный с галереей журнал по искусству и не забывает про неоновые трубки, красиво выложив из них название своей галереи – «СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ». И не удивлюсь, если по вечерам еще и вышивает. ♦

Алексеева
“Музей”
Алексеева
“Гостиная”
Алексеева
“Офис”
Алексеева
“Мастерская”
Алексеева
“Медкабинет”
Алексеева
“Ванная”
Алексеева
“Пропилеи”
Алексеева
“Курительная”. Фотографии Кирилла Морозова