Ревю “Советский Голливуд” в столице фонтанов

в Событие/ЧИТАЙТЕ НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУВЦ "АП"! № 60/74, "МУЗЫКА КИНО"

cлова ЮЛИИ ЧАРУШНИКОВОЙ

Незадолго до завершения Года российского кино, которым был объявлен минувший 2016-й, традиционный осенний праздник фонтанов прошёл в Петергофе в жанре классического ревю. Законы этого жанра позволили соединить музыку, танец и конферанс — обмен репликами между ведущими — в единое сценическое действо. В отличие от оперетты и мюзикла, ревю не требует обязательно связывать представление единой сюжетной линией. Но в «Советском Голливуде» эта связка всё-таки была.

Ревю "Советский Голливуд" в столице фонтанов


Редакция ЖУВЦ “АП” открывает для своих читателей
“окно” в праздничный Петергоф:

Под аккомпанемент фейерверка и с помощью современных технологий объёмной световой проекции на фасаде Большого дворца создатели мультимедийного спектакля в красках рассказали об одной из самых ярких страниц советского кино: истории жизни и творчества Любови Орловой и Григория Александрова. Вспомнили и других корифеев отечественного кинематографа: Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Дзиги Вертова, Эдуарда Тиссэ.

Вся территория, прилегающая к Самсону, напоминала одну большую съёмочную площадку: вперёд посмотришь — Орлова и Утёсов напевают, направо — декорации в стилистике советских художников-авангардистов первой трети ХХ века, налево — танцуют артисты немого кино, а прямо здесь, рядом со зрителями, выступают в роли ведущих популярнейшие Елизавета Боярская и Тарас Бибич. Режиссёром-постановщиком шоу стал Глеб Фильштинский, вместе с ним над сценарием работали Константин Ермихин и, конечно, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф», постоянный автор журнала «Адреса Петербурга» Елена Кальницкая.


ā propos

В разработке сценария «Советского Голливуда» в качестве консультанта участвовал и авторитет Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга», известный историограф киностудии «Ленфильм» Александр Николаевич Поздняков.


Елена Яковлевна участвует в разработке сценариев всех петергофских праздников. В основе их всегда оригинальный замысел и каждый раз новая актуальная тема. Фантазия Кальницкой не знает границ. Праздник фонтанов повторяется два-три раза подряд, так как «пропускная способность» огромного петергофского музея-заповедника всё-таки несопоставима с количеством тех, кто хочет увидеть эту феерию. Каскад в дни праздника бывает плотно окольцован прорвавшимися сквозь плотные пробки из города петербуржцами и туристами, самыми разными людьми, охваченными общим стремлением к прекрасному. И ярко подсвеченный дворец, словно драгоценный камень в венце короны, возвышается над этим импровизированным зрительным залом.

В сентябре 2014-го, осенью Года культуры, на фасаде Большого дворца демонстрировался мультимедийный спектакль «Посвящение гению» о радостях и муках творчества. В мае 2016-го «Петергоф» вспоминал 70-летие первого послевоенного пуска фонтанов. Шёл сильный дождь, и зонтики в заполнившей все аллеи перед Большим каскадом массе зрителей превратились в одну сплошную разноцветную крышу. Но мест в «зале» от этого не убавилось, и все от мала до велика с детским восторгом встретили торжественный момент появления фонтанных струй, поднявшихся навстречу потокам дождя.

Сценарий «Советского Голливуда» учитывал всё. В нём были подробно расписаны звук, изображение на фасаде дворца, видеотрансляции на экранах, световые и лазерные эффекты, пиротехника. Свести воедино все эти пункты — кропотливое дело, над которым не один месяц трудились десятки творческих работников. Специально для ревю Сергеем Ушаковым и группой Feel’armonia были записаны современные аранжировки знаменитых песен Исаака Дунаевского. Прозвучав в Петергофе, эти композиции никогда больше не публиковались в общедоступных источниках. Наш журнал с любезного разрешения руководства Петергофа и продюсерской компании, студии «Шоу Консалтинг», предоставляет читателям уникальную возможность стать зрителями и слушателями. Опубликованные здесь qr-коды, сканированные смартфоном или планшетом, проведут вас на специально созданные интернет-страницы, где можно будет найти видеомузыкальные фрагменты масштабного и красочного мультимедийного шоу-ревю «Советский Голливуд».

ФРАГМЕНТ СЦЕНАРИЯ (ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ):

«28 декабря 1895 года в парижском “Гран-кафе” на Бульваре Капуцинок французские изобретатели братья Луи и Огюст Люмьер показали широкой публике первые в мире фильмы. Зрители были шокированы “живыми фотографиями” — некоторые в ужасе вскакивали со своих мест… На следующий день вдоль бульвара выстроилась огромная очередь. Так родился новый вид зрелищного искусства. Полгода спустя чудо добралось до Российской Империи. В Петербурге, в саду “Аквариум” на Петроградской стороне, прошёл первый в русской истории киносеанс. В 1896 году на Невском проспекте открылся постоянный кинотетатр на 60 мест. В первые годы зрители видели только зарубежные фильмы, а сеансы длились не более получаса.

Но совсем скоро в России начало развиваться собственное кинопроизводство. 15 октября 1908 года на экраны вышел первый отечественный игровой фильм “Понизовая вольница, или Стенька Разин”. Эта немая кинокартина длительностью всего семь минут рассказывает о том, как разбойник утопил свою возлюбленную в Волге. Через три года режиссёры Александр Ханжонков и Василий Гончаров создали первый русский полнометражный фильм, документально-игровой боевик «Оборона Севастополя». С началом Первой мировой войны импорт зарубежных кинолент почти прекратился. Зато отечественное производство резко ускорило темпы.

Октябрьский переворот полностью изменил уклад жизни в стране. Для советской власти кино становится мощнейшим орудием революционной пропаганды и просвещения масс. 27 августа 1919 года Ленин подписывает декрет о национализации кинематографа.

В это же время в кино приходят молодые энергичные экспериментаторы — Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Дзига Вертов, Эдуард Тиссэ… Они создают новые законы построения фильма, изобретают новые методы съёмки и монтажа. Один за другим появляются бессмертные киношедевры: “Киноглаз”, ”Мать”, “Броненосец Потёмкин” и многие другие. Начинается отсчёт совершенно новой эпохи кинематографа….» ♦

Ревю "Советский Голливуд" в столице фонтанов


nota bene

Мультимедийный спектакль был создан при поддержке ПАО «Российские сети», ПАО «Ленэнерго» и СПб ГУП «Ленсвет».